Страна

Покаяние сильных

Немецкое общество приняло на себя всю вину и ответственность за содеянное
Хотите купить эту статью?

Немецкое общество приняло на себя всю вину и ответственность за содеянное. Причем голову посыпали пеп­лом даже те, кто боролись с нацизмом. Значит, боролись недостаточно убедительно

В середине января в Германии неожиданно разгорелся скандал вокруг мемориала жертвам Холокоста, который был установлен в центре Берлина. Председатель парламентской фракции партии Альтернатива для Германии (AfD) в федеральной земле Тюрингия Бьорн Хекке заявил, что немцы поставили памятник позорным страницам истории страны.

“Мы, немцы, наш народ — это единственный в мире народ, который поставил памятник позорным [страницам своей истории] в самом сердце своей столицы”, — сказал он. Это высказывание политика из ультраправой партии возмутило всех его коллег.

Юрген Казек, председатель отделения партии Союз-90 / Зеленые в земле Саксония пригрозил Хекке подать на него заявление в прокуратуру, обвиняя последнего в подстрекательстве к межнациональной розни. Казек посчитал, что его оппонент высказался “в духе национал-социализма”. А у немцев этот дух у большинства давно вызывает дрожь.

Хекке уже не впервые высказывается в таком духе о памятниках “позорным страницам”. Нечто подобное слетело у него с языка осенью 2017‑го. И тогда активисты из берлинского научно-исследовательского центра The Center for Political Beauty установили рядом с домом лидера AfD в Тюрингии 24 бетонных блока, повторяющих формы мемориала в Берлине. “Мы выполняем наш добрососедский долг, — сказал Филипп Рух, лидер активистов. — Мы надеемся, что он ежедневно наслаждается видом, когда смотрит в окно”.

Этот эпизод — далеко не единственный в общественно-политической жизни Германии. И несмотря на то что с окончания Второй мировой войны прошло уже более 75 лет, немцы все еще находятся на стадии переосмысления и размышления над тем, что же они натворили и как обезопасить себя от повторения самого громкого преступления против человечности.

В последние годы в Германии произошел взрыв интереса к преодолению прошлого, утверждает российский историк, бывший профессор МГИМО Андрей Зубов: “Сначала они преодолевали свое прошлое, теперь они стали изучать то, как они преодолевали свое прошлое. А изучать они стали, потому что оно не ахти как преодолено”.

Очищение

В 1946‑м немецкий философ и психолог Карл Ясперс открыл большую национальную дискуссию о вине германского народа. Его труд так и назывался: Вопрос о виновности. Здесь он разделил это понятие на четыре части: 1. уголовная вина; 2. политическая вина; 3. моральная вина и 4. метафизическая вина. Последняя делает каждого ответственным за зло, несправедливость, массовые убийства. “Если я не рискнул своей жизнью, чтобы предотвратить убийство других, но при этом присутствовал, я чувствую себя виновным таким образом, что никакие юридические, политические и моральные объяснения здесь не подходят”, — писал Ясперс.

Это закрытая статья Электронной версии журнала Новое Время. откройте доступ к данной статье или оформите подписку . Если вы уже подписаны, или