Страна

Невеселые картинки

Рисунки в стиле комиксов могут быть доходчивыми и удобоваримыми, даже если они на самые щекотливые темы — от личных историй до исторических обобщений
Хотите купить эту статью?

Жанр графического романа набирает популярность во всем мире. Рисунки в стиле комиксов могут быть доходчивыми и удобоваримыми, даже если они на самые щекотливые темы — от личных историй до исторических обобщений

  

Сергей Кульчевич,
методист Международного
отдела Дома Анны Франк в Амстердаме

   

Дом-музей Анны Франк в Амстердаме разработал и внедрил графическую историю под названием Поиск. Это рассказ сверстницы Анны Франк по имени Эстер, события из жизни которой разворачиваются на фоне трагических страниц истории XX века — Второй мировой войны и Холокоста.

Родители Эстер погибли в концлагере Освенцим (Польша). Это все, что она знала об их судьбе. Но Даниэлю, внуку Эстер, удается разыскать через интернет ее давнего друга Боба, с которым она когда‑то жила по соседству. Его вместе с родителями Эстер отправили в этот лагерь смерти, и Боб последний, кто видел живым ее отца. То, что он рассказал, глубоко поразило Эстер.

Она признается своей подруге Хелене, что тоскует за родителями. Но, к сожалению, едва может вспомнить их лица. И вот Хелене приходит в голову одна очень важная мысль. Вся история подана в стиле комиксов. Инициатором такой подачи сюжета стала творческая команда из Дома-музея Анны Франк (Амстердам) — Эрик Хевел, Рюд ван дер Ролл и Лис Схипперс.

После выхода комикса в свет авторы получил огромное количество запросов со всего мира о публикации книги. В настоящее время Поиск вышел более чем в десяти странах. В Нидерландах и Германии разработаны методические пособия, согласно которым книга Поиск была включена в школьную программу как дополнение к учебнику.

Графический роман Поиск — это новый, но проверенный тип учебного пособия с точки зрения стиля, а также содержания. Графический роман — это новый способ обучения молодежи. Он в доходчивой форме информирует об исторических фактах, связанных с темой Холокоста. Важный аспект проекта: все рисунки и тексты должны быть исторически достоверны, поэтому в разработке сценария принимали участие эксперты, ученые, историки множества тематических музеев, общественных организаций Нидерландов, Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Польши.

Важной деталью линии сюжета является то, что герои Поиска практически всегда стоят перед необходимостью делать выбор. Сложный и болезненный. Это новый, но уже набирающий популярность в мире подход к изучению самых сложных, подчас неудобных страниц небезупречной истории, которую нельзя повторить.

Такой стиль подачи исторических фактов становится все более популярным ввиду своей доходчивости и легкости восприятия. Самый известный графический роман — Маус американца Арта Шпигельмана. За него он получил Пулитцеровскую премию еще в 1992 году, единственную, выданную в этом жанре.

Другой пример — Персеполис, графический роман иранки Маржан Сатрапи. Автобиографическая история о ее взрослении на фоне развития шахского режима, Исламской революции, войны с Ираком.

В общую копилку ложится пример Сидни Джейкобсона и Эрни Колон. В 2006‑м они создали графический роман The 9 / 11 Report: A Graphic Adaptation, который основывался на отчете Национальной комиссии о террористических атаках на Соединенные Штаты, совершенных 11 сентября 2001 года.

 

1. В книге использовано большое количество исторических документов и фотографий. Например, 1933 год — боевики СА блокируют магазины, принадлежащие евреям; вид виллы, где проходила Ванзейская конференция, на которой в 1942 году принималось так называемое окончательное решение еврейского вопроса; прибытие венгерских евреев в Освенцим, 1944 год

2. Глазами одного из героев скрупулезно представлена жизнь в лагере Освенцим

3. Поскольку книга является в том числе и учебным пособием, в Поиске применяется сдержанный подход к освещению жестокости

4. Устами современных героев озвучены вопросы, на которые, как правило, не дают ответов традиционные учебники. Это открывает читателям возможность выразить свое мнение и отношение к теме, а также обсудить на уроках вопросы с учителем

5. Преступники и коллаборационисты представлены в книге наравне с жертвами, что дает возможность понять тему личностного выбора и его последствий.

Чтобы прочесть материал полностью,