Страна

Поколение Y

В активную жизнь входят самоуверенные миллениалы, готовые уволиться сразу, как только почувствуют скуку
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

В активную жизнь входят миллениалы — самоуверенная молодежь, которая не считается с авторитетами, не держится за рабочее место и увольняется сразу, как только почувствует скуку

 

Екатерина Иванова

 

 

Для 21‑летней Марины Демиденко, студентки Киевского национального экономического университета, международная консалтингово-аудиторская компания EY со штаб-квартирой в Лондоне — шестое по счету место работы. Демиденко начала подрабатывать с 16 лет ради прибавки к стипендии и интересного опыта. Тогда она мечтала когда‑нибудь устроиться в большую социально-ответственную международную компанию, которая поддерживает предпринимательство, заботится об окружающей среде и дает возможность “динамично развиваться”.

В EY, который является одним из самых желанных работодателей Украины, юная амбициозная украинка пришла без оконченного высшего образования интерном и за считаные месяцы получила приглашение в штат на должность младшего специалиста отдела персонала.

“Мои планы на ближайшие 50+ лет — это учиться, быть проактивным и сознательным человеком”, — формулирует свои планы Демиденко.

Она — типичный представитель поколения Y, то есть миллениалов. Так называют тех, кто стал активным членом общества в третьем тысячелетии. Обычно к ним относят тех, кто родился в период между 1981 и 2000 годами. В отличие от поколения X, рожденного между 1961 и 1981 годами, с его консервативными ценностями, стремлением к безопасности и соблюдению традиций, для Y важны ценности прогресса — развитие, успех, универсализм.

Уже сегодня представители поколения Y составляют почти треть мирового рынка труда, а к 2025 году их доля составит около 75 % всего занятого населения. Приход людей новой формации, которые кардинально отличаются от предшественников, заставляет компании пересматривать подходы к управлению персоналом и даже структуры, отмечают эксперты.

К примеру, миллениалы не мыслят понятием “призвание на всю жизнь”, они готовы не только легко переходить из компании в компанию, но и кардинально менять направление своей деятельности. А это значит, что HR-специалистам придется бороться за лучших сотрудников, придумывая новые виды мотивации.

При этом поколение Y более требовательно к своим работодателям, подчеркивает Мария Текуч, коуч и HR-директор маркетинговой компании Aurora Technologies: для них важно выполнение обязательств и договоренностей со стороны работодателя, а также уровень профессионализма руководителя — он должен быть действительно экспертом в своей области.

Также “игрекам” нужны интересные, сложные задачи — вызовы, подчеркивает Текуч.

При этом они разносторонне развиты, а часто и более образованны, чем их предшественники, креативны, обладают нестандартным мышлением, а потому умеют посмотреть под другим углом на привычные процессы, не боятся перемен и не видят преград.

“Поколение миллениалов — это пул талантов для работодателей, который в ближайшем будущем станет основным кадровым резервом”, — констатирует Екатерина Митрофанова, специалист по поиску персонала международной табачной компании JTI Украина.

фото_1

ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ:  У сотрудницы JTI Златы Сергеевой — три диплома и стремление во что бы то ни стало получать удовольствие от работы

Люди Y

Свой личный план реализации 22‑летняя Злата Сергеева написала еще во время учебы в Донецком национальном университете. Тогда она получала одновременно две специальности: на стационаре осваивала профессию переводчика, а заочно — финансиста. Позже в Киевском национальном экономическом университете Сергеева получила еще степень магистра маркетинга. При этом уже с 18 лет девушка работала в донецком региональном офисе компании JTI Украина.

Выбор места работы тоже был очень взвешенным. Ей не хотелось быть просто безмолвным исполнителем спущенных сверху решений, но иметь возможность участвовать в принятии важных решений, высказываться и быть услышанной, а главное — хотя бы в малой степени, но влиять на ход развития компании.

Сергеева признается, что не будет держаться за место, если выполняемая работа перестанет приносить ей удовольствие. Главное для нее — “гореть своим делом” и видеть в нем смысл. Ведь свобода говорить и делать, видеть смысл и пользу, развиваться и получать новые вызовы, соблюдая баланс работы и личной жизни, — краткий манифест миллениала.

Самым ярким событием развития этого поколения стал распад СССР и становление Украины как отдельного государства, утверждает Анастасия Овчаренко, старший специалист по развитию бренда и рекрутинга компании Deloitte. Неудивительно, что свобода как ценность для таких украинцев на первом месте.

Стабильность, которая важна для поколения Х, уже не в приоритете для поколения Y
Екатерина Митрофанова,
специалист по поиску персонала международной табачной компании JTI Украина

О том, что миллениалов сложно заставить что‑то делать — только мотивировать, говорят многие эксперты. Номинальный статус человека в компании для них уже не является аргументом: люди этого поколения не пойдут за тем, кто не является для них авторитетом.

Причем для того, чтобы заслужить авторитет в их глазах, одних только глубоких знаний своего дела мало. Нужно также проявлять уважение к команде, выполнять взятые на себя обязательства и просто быть человечным.

В целом миллениалы плохо вписываются в жесткую служебную иерархию, предпочитая общение в команде на равных. Для них важно не просто иметь возможность высказаться, а быть услышанными.

Понимая это, в украинском офисе международной аудиторской компании Deloitte, где возраст 82 % сотрудников не превышает 33 лет, уже создана OMP Advisory Board. Это орган управления, куда входят работники разного уровня и помогают управляющему партнеру принимать решения по стратегическим задачам компании.

Кроме того, в консервативном Deloitte теперь в любой день разрешено носить в офисе джинсы — главное, чтобы не было встреч с клиентами, — и работать удаленно, самостоятельно планируя рабочий день. Ведь миллениалы в большинстве своем — приверженцы гибкого графика работы и отдают предпочтение удаленной работе, в отличие от их предшественников.

“Стабильность, которая важна для поколения Х, уже не в приоритете для “игреков”, — говорит Митрофанова из JTI Украина, где каждый десятый сотрудник — миллениал. По ее мнению, для представителей этого поколения особенно ценна атмосфера, культура компании, личная заинтересованность и баланс между работой и личной жизнью.

Согласно исследованию компании Deloitte, проведенному в 2016 году в 29 странах мира, сбалансированное соотношение между работой и личной жизнью — самая убедительная для миллениалов причина начать работать в организации. Так считают 16,8 % респондентов. В тройке причин-лидеров также возможность развиваться (13 %) и работать удаленно (11 %).

Не менее значимым для них становится соответствие ценностей компании личным ценностям. А вот вопрос материального вознаграждения уходит на второй план.

“Я очень сомневаюсь, что смогла бы работать ради денег, когда по ощущениям я несчастлива на работе”, — признается 32‑летняя Анастасия Черненко, PR-специалист компании Deloitte.

фото_2

СКЛОННОСТЬ К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ: Марине Демиденко всего 21 год, а она уже трудится на своем шестом по счету месте работы

Изменить мир

Стремление к свободе накладывает отпечаток на организованность и старательность — многие миллениалы имеют проблемы с тайм-менеджментом и зачастую избегают рутинной кропотливой работы. Эту особенность подметил Иван Примаченко, 27‑летний сооснователь образовательной онлайн-платформы Prometheus. Его платформа — это первые украинские массовые онлайн-курсы, слушателями которых стали уже более 100 тыс. человек. Нежелание заниматься рутиной Примаченко называет “темной стороной” креативности.

Тут же он замечает, что “игреки” выросли со смартфоном в руках и находятся в постоянном потоке информации, а это вырабатывает поверхностное отношение к вещам: в отличие от поколения X, миллениалы не копают глубоко и потому хуже разбираются в теме.

Иначе, чем их предшественники, миллениалы воспринимают и процесс построения карьеры. Вместо того чтобы карабкаться по должностной лестнице вверх, они часто предпочитают горизонтальное перемещение внутри одной компании.

Сергеева, которая начинала работу в JTI в аналитическом отделе, а сегодня работает в маркетинге, не исключает, что завтра ей будут интересны финансы и надеется на готовность компании помогать ей в раскрытии потенциала.

 

ЖИТЬ ЯРКО: Нежелание выполнять рутинную работу
Иван Примаченко называет обратной стороной креативности

 

В JTI для этого существует даже специальная программа стажировки: каждый желающий в течение года может попробовать себя в трех разных департаментах.

“Учитывая специфику этого поколения, мы стараемся заинтересовать их”, — говорит Митрофанова.

Миллениалам важны результаты их работы: они хотят видеть, как повлияли их действия на прибыль компании, насколько высоки качество сервиса и уровень удовлетворенности клиентов.

По словам Елизаветы Максимец, старшего специалиста по рекрутингу и развитию бренда работодателя компании EY в Украине, обратная связь, которая предыдущим поколением воспринималась как “вызов на ковер” и часто ассоциировалась с критикой, для “игреков” приобретает сверхценность: она важна, и не только когда допущена ошибка. И это, как отмечают эксперты, становится ключом мотивации и вовлеченности поколения Y.

Еще одно отличие “игреков” от предыдущего поколения, которое не могут не учитывать работодатели, — их непоколебимая уверенность в собственных силах и вызовы на грани невозможного. Новые проекты и задачи для людей этого типа — как наркотик, без которого их интерес быстро угасает.

“Каждый раз, когда я понимаю, что достигла максимума, проекты уже не “челленджат” [от английского challenge — вызов, испытание], и развитие замедляется. Тогда я начинаю задумываться над чем‑то более интересным”, — признается Черненко.

В целом работа для миллениалов перестала быть просто работой. Для них это, замечает Текуч, часть жизни, которую им хочется проживать интересно, необычно и с пользой. А украинским работодателям — хочешь не хочешь — придется подстраиваться под миллениалов, которые уже через 5‑7 лет станут самой представительной группой на рынке труда.

А конкурировать за лучших из лучших “игреков” компании будут не только между собой, но еще и со всем мировым рынком, который предлагает зарплаты в валютном эквиваленте. Эмиграция, из года в год набирающая обороты, в большей степени связана как раз с представителями этого поколения.

“Они будут искать открытых работодателей, которые смогут оценить их сильные стороны”, — утверждает Митрофанова.