История

Путь из варяг в украинцы

Более 200 лет назад в Речи Посполитой построили Днепровско-Бугский канал, который работает до сих пор
Хотите купить эту статью?

Более 200 лет назад в Речи Посполитой построили каналы, соединившие Балтийское и Черное море. Самый длинный из них — Днепровско-Бугский — работает и поныне

Олег Шама

Поздней весной 1784 года в гавани Кенигсберга, главного города Восточной Пруссии, бросил якорь странный фрегат. Недоумение у хозяев вызвал порт приписки судна — Херсон.

Всего шестью годами ранее императрица Екатерина II издала указ о строительстве в низовьях Днепра верфи и города при ней — Херсона. Далеко не все географы того времени знали о существовании нового населенного пункта.

И уж совсем сказочным казался тогда пруссакам маршрут, по которому к ним прибыл корабль. В 1797 году силезский текстильный промышленник и статистик Аугуст Задебек вскользь упомянул об этом в своей книге Конец Польши.

Судно прошло Днепр, минуя пороги, затем — его правый приток Припять. Не доходя до Пинска, свернуло в устье впадающей в нее Ясельды. Эта река соединялась новым 55‑километровым каналом со Щарой, притоком Немана. Его воды уже и принесли корабль в Балтийское море. А от устья Немана до Кенигсберга — рукой подать.

“Корабль имел на борту 35 лаштов [мера веса преимущественно зерна, равная 2,2 т],— писал Задебек.— В 1787‑м он же доставил в Кенигсберг 100 т соли”.

Это закрытая статья Электронной версии журнала Новое Время. откройте доступ к данной статье или оформите подписку . Если вы уже подписаны, или