Мнения

Возможны варианты

Три сценария развития ситуации в стране в следующем году — от наиболее вероятного до очень желательного
Хотите купить эту статью?

Три сценария развития ситуации в стране в следующем году — от наиболее вероятного до очень желательного

    

 

Ирина Бекешкина, 
социолог, директор фонда
Демократические инициативы

  

 

Прогнозы — дело неблагодарное. Даже метеорологи, работающие с физическими явлениями, частенько ошибаются. Что говорить о социологах, имеющих дело с социальной действительностью — не просто изменчивой, а зависимой от спонтанных и неожиданных решений?

Социологи могут предсказать реакцию населения на события или решения, но сами решения и последующие события часто предвидеть просто невозможно. Например, социологов упрекают в том, что не спрогнозировали перспективу второго Майдана. Но разве можно было предугадать, что кому‑то придет в голову разгонять и избивать студентов скромного Евромайдана, который и так уже сворачивался? И что каждое последующее решение власти будет приближать бесславный финал — и Януковича, и его Партии регионов?

Нынешняя власть, несомненно, разумнее прежней, но и она иногда принимает решения, мягко говоря, очень и очень странные. Ну кому пришло в голову решение лишить гражданства Саакашвили — политика, чей рейтинг в то время не превышал 2% и который фактически уже был на маргинесе политической жизни? Одно глупое решение, и дальше — цугцванг, из которого неизвестно как выбраться.

Так что трудно строить прогнозы, если логику может взорвать чье‑то решение, принятое правым полушарием. Поэтому в лучшем случае можем порассуждать о возможных вариантах развития событий следующего года.

 

Итак, вариант первый — наиболее вероятный.

Стабилизационный, или марш на месте.

В первые два года после революции достоинства страна совершила настоящий рывок, осуществив больше перемен, чем за все предыдущие годы. И это несмотря на вой­ну, катастрофическое падение экономики и жизненных стандартов.

Из основного — формирование боеспособной армии, которая может противостоять одной из сильнейших армий мира. Успешное позиционирование на международной арене, политическая и финансовая поддержка Запада. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Децентрализация, резко расширившая возможности местных громад. Принятие антикоррупционных законов и формирование антикоррупционных органов. Наконец, стабилизация национальной валюты и экономическая стабилизация. И как позитивная оценка преобразований — безвизовый режим.

Как говорится, тут бы “жить-поживать и добра наживать”. Однако есть одно существенное но: система осталась прежней. Олигархическо-клановая экономическая и соответствующая ей политическая система, базирующаяся на коррупции. Утратив основных бенефициариев после Майдана, она пришла в себя. На финансовые потоки встали новые люди, реанимировали прежние схемы и создали новые. И по мере стабилизации ситуации на военном фронте все очевиднее становилось, что враг №1 — это коррупция. Что это именно тот камень, о который спотыкаются все благие планы и реформы.

Вряд ли дойдет до репрессий, но ведь есть и другие методы: например, возбудить народную жабу зависти

Стабилизационный вариант развития событий означает политику мирного сосуществования с коррупцией “своих” коррупционеров, а также “не своих”, но лояльных. Борьба с коррупцией заменяется имитацией, после демонстративных публичных арестов — многолетние судебные тяжбы (кстати, что там с “бриллиантовыми прокурорами”?), антикоррупционные структуры заполняются послушными людьми.

Экономический рост возможен, но незначительный, поскольку система, не допускающая честной конкуренции, “отстегивающая” от бизнеса коррупционную ренту в государственный аппарат и политику, отпугивающая иностранных инвесторов, неспособна к прорыву.

Возможно ли последовательное осуществление этой модели? Скорее всего, нет.

С одной стороны — осмелевшее и чувствующее свою силу гражданское общество. С другой — западные парт­неры, теряющие терпение и откровенно связывающие перспективы финансовой, политической и военной поддержки с успехами в борьбе с коррупцией. А главное — народ, разочарованный и злой, сильно обедневший после трехкратного падения гривни и почти ежедневно получающий сообщения о многомиллионных коррупционных сделках. И претендентов на роль Саакашвили у нас хватает.

Так что последовательная реализация варианта “пусть все будет как есть” вряд ли возможна.

 

Вариант второй — возможный.

Отступательно-силовой (очень плохой).

Перспектива предстоящих выборов и отсутствие гарантии сохранения власти может вызвать искушение решить некоторые проблемы силовым путем. Заключение мира с коррупцией логически означает войну с антикоррупционерами. Конец уходящего года ознаменовался настоящей контратакой системы на антикоррупционные органы — попытка подч

Чтобы прочесть материал полностью,