Культура. Фильм о главном

Идеальное кино

Фильм Леди Птица, который пресса называет "голливудским противоядием культуры Трампа", установил мировой рекорд по числу положительных отзывов критиков

Фильм Леди Птица, который пресса называет добрым, умным и “голливудским противоядием культуре Трампа”, установил мировой рекорд по числу положительных отзывов критиков. Теперь лента готовится сразиться за Золотой глобус, а затем, видимо, и за Оскар

 

Екатерина Богданович

  

 

В начале ноября, через два месяца после фестивальной премьеры, в США в ограниченный прокат вышел фильм Леди Птица — история о старшекласснице из Калифорнии и ее сложных отношениях с матерью.

Это первый самостоятельный режиссерский проект 34‑летней актрисы Греты Гервиг: известная своей обаятельной и непринужденной манерой игры, она давно завоевала симпатии кинокритиков и вполне могла рассчитывать на поддержку в новом амплуа. Однако масштабы поддержки превзошли все ожидания.

В конце ноября фильм Леди Птица установил абсолютный рекорд по числу непрерывно положительных рецензий: согласно агрегатору кинообзоров, сайту Rotten Tomatoes, лента получила 164 отзыва — и все позитивные. Предыдущий подобный рекорд был установлен мультфильмом История игрушек-2 в 1999 году — он сохранял 100 % поддержки на протяжении 163 обзоров.

“Леди Птица характеризует сценариста и режиссера Грету Гервиг как полностью сформированного талантливого кинематографиста”, — гласит консенсус, к которому пришли киноэксперты. В начале декабря число положительных отзывов достигло 196, и только 197‑я рецензия оказалась негативной.

К тому времени взлету картины уже ничто не могло помешать: ее отметили и представители киноиндустрии, и пресса — в частности, в списке лучших фильмов 2017 года по версии журнала Time Леди Птица заняла второе место с вердиктом “умный, радостный и нежный фильм”. Работу Гервиг смогла опередить только такая глыба, как Секретное досье, — политический триллер Стивена Спилберга с Мэрил Стрип и Томом Хэнксом в главных ролях.

Теперь Леди Птица претендует на Золотой глобус сразу в четырех номинациях: Лучший кинофильм (мюзикл или комедия), Лучшая актриса (в мюзикле или комедии), Лучшая актриса второго плана в кинофильме и Лучший киносценарий. И, кажется, ни у кого нет сомнений, что в начале следующего года Леди Птица появится в списке оскаровских номинантов.

В мировой прокат фильм выйдет в феврале-мае следующего года, а вот дата старта украинского проката пока неизвестна.


КРАСОТА ИГРЫ: Прежде чем заняться режиссурой, Грета Гервиг снялась в нескольких десятках фильмов. На фото — она в фильме Артур. Идеальный миллионер
КРАСОТА ИГРЫ: Прежде чем заняться режиссурой, Грета Гервиг снялась в нескольких десятках фильмов. На фото — она в фильме Артур. Идеальный миллионер


Леди режиссер

У фильма Леди Птица немало сильных сторон — как, например, исполнительницы главных ролей: юная кинозвезда и популярная телевизионная актриса.

Кристин Макферсон, старшеклассницу, чей юношеский протест выражается в числе прочего в требовании называть ее новым именем — Леди Птица — сыграла ирландская актриса Сирша Ронан. Ей 23 года, и у нее уже есть две номинации на Оскар: первую она получила в 13 лет за роль в фильме Искупление (2007), вторую — в прошлом году за главную роль в романтической драме Бруклин. В ее послужном списке — сотрудничество с Питером Джексоном (Милые кости) и Уэсом Андерсоном (Отель Гранд Будапешт), а сейчас вместе с Марго Робби она снимается в исторической драме Джози Рурк Мария — королева Шотландии.

Роль Мэрион Макферсон — матери главной героини — исполнила 62‑летняя Лори Меткалф. Она тоже звезда, но сериальная: ее можно увидеть в ситкоме Теория Большого взрыва, в одном из эпизодов трагикомического интернет-сериала Хорас и Пит — где ее впечатляющий монолог впервые прерывается только на 10‑й минуте, — а также во множестве других проектов. До недавнего времени звездным часом Меткалф считалась одна из ролей в сериале Розанна, популярной американской телекомедии 1988‑1997 годов. За нее она получила три премии Эмми и две номинации на Золотой глобус. В этом году Меткалф номинирована на Золотой глобус в третий раз: теперь ее лучшей ролью называют фильм Леди Птица.

Актерское прошлое есть и у режиссера картины Греты Гервиг: свою карьеру она начала в середине нулевых с ролей в малобюджетных проектах в жанре мамблкор [от англ. mumble — бормотание]. Популярное в те годы направление американского независимого кинематографа отличалось предельной естественностью — и поведения, и диалогов — зачастую с участием непрофессиональных актеров. Особенно известны ее совместные работы с режиссером Джо Сванбергом, а в одной из них — Ночи и выходные (2008) — она даже выступила сорежиссером. При бюджете $ 15 тыс. фильм заработал $ 5,4 тыс., но в целом получил неплохие отзывы, а сама Гервиг к концу нулевых заслужила прозвище “Мерил Стрип мамблкора” — но это была известность лишь в узких кругах.

Я всегда мечтала стать режиссером, но никогда не училась в киношколе
Грета Гервиг,
режиссер фильма Леди Птица

Все изменилось в 2010 году, когда актриса снялась в фильме Гринберг режиссера Ноа Баумбаха со звездным комиком Беном Стиллером в главной роли. Гервиг вошла в мир мейнстрима: о ней заговорили как об актрисе, “чей стиль противоречит самой идее стиля” и чей актерский метод, по всей видимости, заключается в отсутствии метода — но все это в одобрительном тоне. В 2010‑2012 годах она снялась в десятке картин — в том числе у своего кумира Вуди Аллена в фильме Римские приключения, а затем вместе с Баумбахом написала сценарий для самой себя в главной роли.

Ход оказался беспроигрышным: фильм о нескладной, но обаятельной 27‑летней мечтательнице Милая Фрэнсис (2012) принес Гервиг номинацию на Золотой глобус, на Rotten Tomatoes получил 92 % поддержки, а критики вновь рассыпались в комплиментах искренности и убедительности исполнительницы главной роли. Три года спустя режиссер и актриса повторили трюк, написав сценарий для еще одной картины с Гервиг в главной роли — Госпожа Америка также получила похвальные отзывы.

После этого девушка с завидной последовательностью перешагнула на следующий этап: отказавшись от каких‑либо творческих тандемов, она написала сценарий, который сама взялась поставить. “Я всегда мечтала стать режиссером, но никогда не училась в киношколе”, — признается она теперь в своих интервью. И добавляет: десять лет на съемочной площадке стали ее киношколой.

По словам Гервиг, мысль снять фильм о девушке из ее родного города Сакраменто зрела давно. А когда в голову пришло начало диалога: “Почему ты не называешь меня Леди Птица? Мы же договорились”, — идея приобрела определенность. От своего прошлого эпохи мамблкора Гервиг унаследовала естественность и правдивость: у главной героини на щеках заметны юношеские угри. Критиков такой натурализм ничуть не смутил: они сравнили картину с глотком свежего воздуха, назвали ее стильной, одухотворенной, убедительной, теплой и умной, объявили одним из лучших актерских дебютов в режиссуре и просто — одним из лучших фильмов года.

фото 2
Я сама

Первый отрицательный отзыв — 197‑й по счету — появился у Леди Птицы 7 декабря. Коул Смити в именном блоге с подзаголовком Самый умный кинокритик в мире заявил, что картина далека от идеала: ее достоинство состоит лишь в том, что она не оказалась той катастрофой, которую можно было бы ожидать от Греты Гервиг, одной из прародительниц мамблкора.

На Смити тут же обрушились обвинения в необъективности и стремлении привлечь к себе внимание, принеся в жертву чужой успех. Ему припомнили и то, что когда‑то он первым поставил отрицательную оценку фильму История игрушек-3 (2010), и то, что негативные рецензии давно стали его фирменным стилем. Действительно, только в этом году кинокритик вынес отрицательные вердикты фильмам Логан, Оно, Малыш на драйве, Квадрат и Дюнкерк — хитам с рейтингом от 81 % до 93 %.

Впрочем, даже те, кто пришли в восторг от картины Гервиг, отмечают, что художественные достоинства — не единственный залог ее популярности. Гай Лодж, помощник директора лондонского Института исследований общественной политики (IPPR), в своей колонке для британской газеты The Guardian пишет, что фильм Леди Птица — добрый, умный, полный юмора и предлагающий искренний и очень женский взгляд на вещи — стал “голливудским противоядием культуре Трампа”.

При этом картина рассказывает об Америке начала нулевых периода президентства Джорджа Буша — временах, которые никогда не считались лучшими в США, но неожиданно оказались способны вызвать ностальгию теперь, когда выяснилось, что все может быть еще хуже.

“Неудивительно, что кинокритики — по большей части принадлежащие к либеральной партии — приняли фильм близко к сердцу”, — резюмирует Лодж.

Как и Милая Фрэнсис, и Госпожа Америка, картина Леди Птица, по‑видимому, с легкостью способна пройти известный тест Бехдель — проверку на гендерную предвзятость. В картинах Гервиг женщины говорят друг с другом о самых разных вещах, далеко не всегда касаясь в своих беседах мужчин. И хотя мужским персонажам тоже находится место в сценариях, в первую очередь героини ищут не пару, а самих себя.

“Просто мне кажется, что я видела не так уж много фильмов о 17‑летних девушках, в которых главный вопрос не звучал бы как “Найдет ли она правильного парня?” или “Найдет ли он ее?”, — рассказывает Гервиг журналистам. — На самом деле вопрос должен звучать как “Сможет ли она состояться как личность?”, потому что мы совсем не привыкли видеть в женских персонажах, особенно в юных женских персонажах, людей”.

Впрочем, несмотря на прекрасно звучащий феминистический манифест, Гервиг порой приходится отвечать на не слишком удобные вопросы. Например, насколько самостоятельна она сама и смогла ли бы она состояться как режиссер, если бы не было перед этим тандемов с Джо Сванбергом и Ноа Баумбахом. “Я бы сделала это в любом случае, — уверенно отвечает она. — Я бы нашла эту дверь и открыла ее. Мне повезло встретить соратников и родственные души, но мне не нужен мужчина, и я бы справилась и сама”.