Бизнес. Рост цен на топливо

Заправщики с большой дороги

Из-за подорожания нефти и несовершенной конкуренции цены на бензин и дизель выросли на 15% за три месяца. И это не предел

Из-за подорожания нефти и предполагаемого сговора сетей АЗС цены на бензин и дизель выросли примерно на 15% за три месяца. И это не предел

 

Олег Гавриш,
Вадим Макеев

 

 

За последние три месяца заправка самого популярного по продажам в стране автомобиля KIA Sportage стала дороже почти на 200 грн: если летом 62‑литровый бак этого кроссовера можно было заполнить бензином за 1.550 грн, то сейчас — за 1.736 грн.

А все потому, что цена литра бензина марки А-95 с начала осени выросла на 12% — дойдя до 28 грн за литр. А стоимость дизтоплива и вовсе увеличилась на 14,7% — до 26 грн. Это самая большая прибавка, которую демонстрировали цены на стелах АЗС в этом году.

А нефтетрейдеры обещают новое подорожание. “В ноябре, например, оптовая цена бензина А-95 на границе выросла на $ 51 за тонну, что составляет примерно 11% от цены состоянием на конец октября”,— говорят в пресс-службе сети АЗС ОККО. По информации этого оператора, дизтопливо в опте тоже подорожало: на $ 27, или 6% за тонну.

Подорожание огорчило не только рядовых автовладельцев, но и транспортный бизнес, рентабельность которого падает, уверяет Андрей Антонюк, глава Украинской таксомоторной ассоциации. “Большинство компаний [такси] повысили стоимость проезда на 5%, но это не предел: к концу года она вырастет еще больше”,— говорит он. Потому что пока рост стоимости услуг не покрывает увеличения затрат, вызванных подорожанием топлива.

По той же причине должна вырасти и цена за проезд в маршрутках, говорит Юрий Артеменко, член Ассоциации перевозчиков Киева. По его словам, с 5–6 грн она поднимется до 8–9 грн. Стоимость же пригородных рейсов вырастет с 12–16 грн до 20 грн. И это притом, что транспортные услуги за 11 месяцев года и так подорожали почти на 20%, отмечает в своем исследовании консалтинговая компания Korn Ferry Hay Group. Причем эта составляющая потребительской корзины выросла больше, чем прочие ежедневные расходы украинцев.

Топливная составляющая, как правило, бьет не только по перевозкам: бензин и дизтопливо всегда тянут за собою практически все цены на потребительском рынке.

раст1
ИЗ ТЕНИ: Сергей Куюн из консалтинговой компании А95 считает, что мелкие игроки, продающие топливо дешевле, могут уходить от налогов
Доллары и тонны

Участники рынка традиционно объясняют рост цены на топливо в Украине нестабильностью национальной валюты. Как только она падает, цифры на стелах АЗС меняются в большую сторону. Логично: 80% топлива в Украине — импортное. В основном его ввозят из Беларуси и России, расплачиваясь за поставки в долларах.

Но курс американской валюты вырос меньше, чем подорожал бензин: за сентябрь-декабрь доллар прибавил лишь 5,5%, а не 12–15%, как топливо.

Разница образовалась по той причине, что стоимость нефти, к которой Беларусь и РФ привязывают цены на топливо на мировом рынке, также прибавила за это время 18% — с $ 52,2 до $ 63,5 за баррель. Ценовое ралли спровоцировали две причины: заявление главы Турции о блокировании курдской нефти и информация о договоренностях России и ОПЕК по сокращению добычи нефти.

Большинство компаний [такси] повысили стоимость проезда на 5%, и к концу года она вырастет еще больше
Андрей Антонюк,
глава Украинской таксомоторной ассоциации

Кроме того, на украинском рынке возник определенный дефицит топлива, который случился из‑за одновременной остановки на ремонт в октябре-ноябре двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) — Новополоцкого и Мозырского. Последнее предприятие занимает на украинском рынке долю в 50%.

При этом из шести отечественных НПЗ стабильно работает лишь один. И так продолжается уже несколько лет.

Еще 20–30 коп. в подорожание бензина внесла акция протеста движения Визволення, считают в консалтинговом центре Психея. Активисты заблокировали в конце ноября работу линейно-производственной диспетчерской станции Новоград-Волынский нефтепровода ПрикарпатЗападтранс, по которому в Украину поступает топливо из РФ. Участники акции заявляют, что собственники неф­тепровода связаны с Виктором Медведчуком, кумом российского президента, и призывают вернуть участок трубы в госсобственность. По данным Украинской правды и Liga.net, владельцы нефтепровода действительно аффилированы с компаниями указанного политика.

Среди прочих причин роста нефтетрейдеры называют увеличение сроков отгрузки нефтепродуктов и отсутствие железнодорожных цистерн для перевозки топлива. Например, в октябре с нехваткой вагонов столкнулся Шебелинский газоперерабатывающий завод Укргаздобычи, который производит и бензин с дизелем. По информации СМИ, проблемы с подвижным составом возникли из‑за недостатка дизтоплива у самой Укрзализныци.

раст2
БОЛЬШЕ КОНКУРЕНЦИИ: Александр Сиренко из консалтинговой компании UPECO считает, что ситуация на розничном рынке топлива изменится к лучшему, если на него выйдут крупные западные игроки
Опять сговор?

Впрочем, в Антимонопольном комитете (АМКУ) все же предполагают, что основной причиной подорожания мог стать сговор сетей АЗС. Как заявили НВ в пресс-службе ведомства, синхронность роста розничных цен на светлые нефтепродукты может говорить о том, что участники рынка совершили “антиконкурентные согласованные действия”. Тем более что в некоторых сетях АЗС цены были одинаковыми до копейки.

По результатам изучения ситуации АМКУ готов наказать трейдеров.

Эксперты, впрочем, скептически оценивают нынешние возможности антимонопольного ведомства. “Сам факт начала расследования деятельности нефтетрейдеров обычно сдерживает рынок,— поясняет Александр Сиренко, эксперт консалтинговой компании UPECO.— Но у АМКУ в последние годы и это не получается”. Он говорит: сейчас трейдеры делают 20‑процентную наценку на топливо. И такой ситуации, мол, ранее никогда еще не было. “Причем это делают не производители, а те, кто перепродает!” — возмущается эксперт.

В прошлом году АМКУ уже проводил аналогичное расследование, в результате которого обвинил сети АЗС в сговоре и оштрафовал их на 204 млн грн. Штраф распределили между компаниями Золотой экватор, WOG, ОККО, Альянс Холдинг, Amic, Socar и Параллель-М. Все трейдеры в ответ подали в суд на комитет, и три из них — Amic, Параллель-М и WOG — свои процессы проиграли.

В любом случае Сиренко называет размер штрафа мизерным. Обороты крупных сетей АЗС позволяют заработать за счет резкого синхронного подорожания суммы, в разы превышающие штрафы.

В крупнейших сетях заправок обвинения

АМКУ отметают, заявляя, что украинский рынок высококонкурентен, а обвинения госрегулятора не всегда обоснованы. Так, в пресс-службе WOG уверены: АМКУ действует выборочно. “Проверяя и штрафуя “белых” трейдеров, комитет часто не обращает внимания на “серый” сектор”,— отмечают в WOG.

Действительно, рядом с известными и крупными сетями в стране торгуют топливом множество мелких операторов. Они предлагают горючее дешевле, и этот факт может говорить о неуплате налогов или уходе от других платежей, говорит Сергей Куюн, директор консалтинговой компании А95.

 

Он приводит в пример заправочные комплексы в Киевской области, продающие сжиженный газ на 1 грн дешевле, чем крупные сети. “Секрет прост: эти станции в большинстве своем нелегальные, не имеют необходимых разрешений, не выкупали землю под АЗС, не тратили средства на проект и строительство согласно строгим украинским нормам”,— говорит Куюн.

По словам эксперта, не совершая таких затрат и торгуя без кассовых аппаратов, нелегальные станции имеют возможность демпинговать.

Куюн отмечает: формально рынок сегодня перенасыщен операторами. “В Украине конкуренция на топливном рынке крайне жесткая,— говорит он,— Если в европейских странах, как правило, работает всего 5–6 брендов, то в Украине только крупных заправочных сетей около 10. А мелких и одиночных вообще не счесть”.

По мнению Сиренко, ситуация может измениться к лучшему, только если на украинский рынок выйдут крупные западные игроки. То есть те, кто будет делать деньги с оборота, а не с роста цен.

Но желающих пока не видно.