Мнение. Свежий взгляд

Есть идея

Если вы хотите решать проблемы, а не просто говорить о них, обратите внимание на популярный метод дизайн-мышления, разработанный в Стэнфорде

Если вы хотите решать проблемы, а не просто говорить о них, обратите внимание на популярный метод дизайн-мышления, разработанный в Стэнфорде

  

   

Мириам Ясбай, преподаватель
Школы дизайн-мышления Института
имени Хассо Платтнера,
спикер фестиваля Startup Cultur

   

Раньше я вела немало проектов в общественной и культурной сферах, часто концентрируясь на проблемах. Мы с коллегами искали негатив, думали о негативе, обсуждали негатив, но к реальным переменам все эти разговоры почему‑то не приводили. В какой‑то момент осознав это, я твердо решила: пора находить выход из ситуаций, а не просто говорить о проблемах.

Тогда же мне довелось побывать на workshop по социальному предпринимательству, где использовали метод дизайн-мышления. В двух словах речь идет о том, чтобы применять в решении проблем не аналитический подход или критический анализ, а творческий процесс — когда в голову приходят совершенно неожиданные идеи.

На семинаре мы рассмотрели вопрос, над ответом на который я билась достаточно долго. Дело в том, что Германия хоть и богатая страна, но и у нас есть бедные люди. Например, многие дети лишены возможности обедать в школах, поскольку у родителей не хватает средств на этот пункт расходов. Нужен был способ накормить их таким образом, чтобы не выделять среди других ребят. Продовольственные ваучеры или что‑то в этом роде сразу отпадали. Разделение на тех, у кого есть деньги, и тех, кого кормит государство, могло стать очень болезненным.

В общем, придумать что‑либо было непросто. Однако во время workshop пришла в голову, казалось бы, очевидная вещь: установить в школе яркий автомат, который в формате игры раздавал бы детям фрукты. Все это спонсировалось супермаркетом, а выиграть еду мог любой школьник — просто кому‑то это было нужнее, чем остальным.

И это не единственный пример того, как дизайн-мышление может подсказывать нестандартный выход в самых сложных ситуациях. Например, для всего мира стал знаковым проект Embrace. Проблема заключалась в том, что в развивающихся странах часто умирали новорожденные, поскольку медучреждениям не хватало инкубаторов для недоношенных детей. Группа студентов из Стэнфорда отправилась в Непал в рамках проекта по дизайн-мышлению, чтобы на месте выяснить, как изменить работу клиник и инкубаторов.

Ключевые вопросы: почему вы это делаете и чего хотите достичь?

Оказалось, что дело вовсе не в медучреждениях — младенцев даже не успевали туда доставить из‑за плохой инфраструктуры и больших расстояний. Стало понятно: нужно менять не клиники или закупать дорогостоящие инкубаторы, необходимо создать удобный и экономичный способ переправлять недоношенных детей в уже существующие. Так появились переносные обогреватели для младенцев, похожие на крохотные спальные мешки. Это решение спасло более 15 млн детских жизней.

Такие примеры доказывают: обычно мы слишком уверены, будто знаем, в чем проблема, но на деле многое оказывается не так. Зачастую мы основываемся лишь на своем опыте и взгляде со стороны. Из-за чего рождаются неверные решения несуществующих проблем.

В дизайн-мышлении все иначе: необходимо погрузиться в проблему и поговорить с теми, кто постоянно с ней сталкивается. Только так можно узнать, в чем дело.

Предположим, вы директор музея, театра или библиотеки в небольшом украинском городе. Как вам применять дизайн-мышление? Я вовсе не призываю использовать этот метод для постановки спектаклей или организации выставок. Но точно рекомендую его для привлечения людей и подачи информации. Благодаря дизайн-мышлению вы сможете свежим взглядом посмотреть на свои задачи: хотите ли вы рассказывать истории, провоцировать, взаимодействовать или просто развлекать — и понять, как этого добиться.

Вам стоит поговорить с потребителями, чтобы понять, что им, собственно, нужно. И не только поговорить, но и прототипировать возможные варианты решения — только это позволит действительно эффективно выбрать стоящую идею. Возможно, придется полностью изменить вход в ваш музей. Или создавать спектакли вместе со зрителями. Или еще что‑то — все зависит от цели и потребностей аудитории.

Самое главное — понимать, к чему вы, собственно, стремитесь. Многие уверены, что у них есть это понимание, но могут объяснить его только пространными десятиминутными монологами. Простите, но это не то. Суть проекта можно передать двумя предложениями — иначе вы не осознаете, о чем говорите. Ключевые вопросы: почему вы это делаете и чего хотите достичь?

Однажды я работала в Кейптауне с музеем, посвященным детству. Первый вопрос, возникший перед нами: что самое важное в музее, зачем он? И появилась идея: в музее необязательно рассказывать, каким бывает детство, его можно превратить в креативную лабораторию, где показывают, каким детство должно быть. Мы не просто выставляли экспонаты, мы меняли мир маленьких посетителей к лучшему.

Да, очень сложно вырваться из рутины, из круговорота привычных действий. Но главное — понять, что это действительно нужно сделать. А затем самое интересное: действовать!