Бизнес. Особенности национальной моды

Свои среди чужих

В сердце столицы среди магазинов иностранных брендов открывается первый универмаг молодых украинских марок

Старания сотен отечественных производителей модных одежды, обуви и аксессуаров вышли на качественный результат: в сердце столицы среди магазинов иностранных брендов открывается первый универмаг молодых украинских марок

Екатерина Шаповал

 

В 20‑х числах сентября на главной столичной улице Крещатик должно произойти символичное событие. На месте магазина дорогой импортной одежды Grand Gallery откроется первый универмаг молодых украинских марок Всі.Свої.

Здесь, на площади 2.800 кв. м, вместо итальянской одежды Gucci, французской Lagerfeld и американской DKNY будут продаваться блузы и юбки киевской марки BYME, сапоги и ботинки львовской фабрики Kasandra и продукция еще 148 украинских брендов.

У основательницы Всі.Свої Анны Луковкиной планы серьезные. “Наша цель — сделать так, чтобы покупка украинской одежды и обуви стала чем‑то обычным,— говорит она.— Чтобы, когда человеку что‑то нужно, у него не возникало сомнения в том, что лучше покупать украинское”.

А покупать есть что. В последнее время Украина переживает настоящий бум стартапов потребительских товаров. Предприимчивые украинцы создают новые торговые марки во всех возможных направлениях, начиная от школьной формы и носков и заканчивая модными пальто и ортопедической обувью.

Луковкина знает об этом не понаслышке. Год назад она начала организовывать еженедельные ярмарки по продаже украинских вещей и еды Всі. Свої. Она вспоминает, что тогда в ее базе торговых марок их было не более сотни. Сейчас — около тысячи.

Такая же история и у Юлии Савостиной, коллеги и конкурента Луковкиной. Савостина организовывает ярмарки Made in Ukraine на Контрактовой площади. По наблюдениям предпринимательницы, за последние пару лет количество изготовителей обуви выросло в два раза, одежды — и того больше.

фото1
БУДЬ, КАК ОНА: Бывший аудитор Светлана Сологуб начала производить обувь, вдохновившись примером успеха своих друзей
Почуяли свободу

Пока универмаг Всі.Свої готовится к открытию. В магазине тихо: когда закрывается тяжелая дверь, в помещении не слышно даже шума Крещатика. Но уже совсем скоро десятки предпринимателей начнут развешивать и расставлять свои товары.

Здесь на первом, втором и третьем этажах будут продаваться аксессуары, одежда и обувь. Минус первый этаж займет детская зона с магазинами и игровой комнатой. Самые дорогие наряды планируют разместить на последнем этаже.

“Если внизу у нас будут выставлены платья условно по 600–700 грн, то наверху — по полторы тысячи”,— объясняет Луковкина.

По ее задумке, универмаг откроют постепенно: такая схема позволит определить, чего хотят покупатели.

Эти 100, 200 или 300 торговых марок станут основой для появления 3–5 хороших брендов
Маурицио Аскеро, совладелец компании
Maas Markets Ltd

Впрочем, производители товаров уверены, что прекрасно осведомлены о желаниях сограждан, и чувствуют себя на подъеме. Подорожание импортных товаров и последовавший за ним экономический патриотизм соотечественников — лишь одна из очевидных причин для взрывного роста обувных и одежных стартапов, отмечают эксперты. И участники рынка, и потребители говорят о небывалом творческом взлете начинающих украинских модельеров и дизайнеров за последние два года.
“У людей как будто возникло чувство “сейчас или никогда”,— размышляет Татьяна Макуха, основательница марки модной молодежной одежды Miya Designer Casual,— и они начинают делать и делают что‑то крутое и новое”.

Слова Макухи полностью совпадают с наблюдениями Маурицио Аскеро, совладельца компании Maas Markets Ltd, заниающийся, в частности, управлением проектами в области розничной торговли одеждой. Аскеро также хочет быть причастным к новому предпринимательскому буму. Его компания запустила производство минеральной воды Suur, и часть прибыли от ее продажи будет направлена на финансирование украинских стартапов в fashion-области. Цель Аскеро — собрать на новичков украинской индустрии моды 1,5 млн грн.

Еще одна причина предпринимательского бума — позитивные примеры, которых в сфере производства украинской одежды и обуви все больше. “Когда люди видят, что кто‑то взял и воплотил, они думают: а чем я хуже?” — говорит Савостина. По ее словам, украинцы доказывают, что предпринимательством заниматься стоит, это выгодно и может получаться.

Такова, например, история Светланы Сологуб, которая производит модную женскую обувь под торговой маркой Solo Shoes. Полтора года назад Сологуб работала аудитором, однако все чаще задумывалась о своих знакомых, у которых был цех по производству обуви и которые быстро достигли успеха. Наконец Сологуб не выдержала и начала собственный бизнес.

“Это было спонтанное решение,— рассказывает она.— Я увидела перспективу и поняла, что будет спрос, ведь импорт прекратился, и люди ринулись к нашим производителям”.

Предпринимательница открыла обувную мастерскую, выпускает продукцию не только под своей торговой маркой, но и поставляет ее оптовым закупщикам, которые продают обувь под другими лейблами.

фото2
НА СТАРТЕ: Алина и Дмитрий Сердюк, основатели марки одежды BYME, хотят в будущем открыть магазины в крупных ТРЦ страны, а пока запускают первый в универмаге Всі.Свої
Трудности роста

Супруги Алина и Дмитрий Сердюк свой модный бизнес начали в прошлом году. Сначала выпускали ремни и повязки, а потом начали шить рубашки с забавными принтами и приталенные юбки под торговой маркой BYME. У Сердюков есть мечта — открыть сеть магазинов их одежды в крупных торговых центрах страны. А чтобы завоевать авторитет, компания, по словам ее основателей, постоянно следит за качеством товара, начиная с этапа закупки тканей.

Так поступают не все украинские производители, подчеркивают специалисты, кривая строчка и дешевые материалы — обычное дело для некоторых украинских компаний. И вопрос тут не только в невысоком профессионализме. Некачественные товары — это следствие того самого “стадного инстинкта”, когда предприниматели, желая быстро повторить чей‑то успех, иногда во главу угла ставят деньги, забывая о клиенте, полагает Ксения Карпенко, основательница и автор торговой марки одежды #LOVE.

“Когда начался [патриотический] бум спроса на украинскую одежду, люди практически не смотрели на качество",— рассказывает Алина Сердюк. “Красивый, украинский, 10 тыс. [грн], заворачивайте”,— описывает она поведение покупателя годичной давности.

Сейчас, по ее словам, люди выворачивают вещи, просматривают все швы, чуть ли не поджигают ткань, из которой сделан свитер или юбка. “Это произошло по вине самих дизайнеров,— говорит Сердюк.— Шили криво, с закрытыми глазами, или написали в составе ткани "шерсть", а это полиэстер”.

Кто‑то обманул, а страдают все, резюмирует предпринимательница.

Сами основатели BYME долго боролись за качество своих рубашек и юбок, разыскивая подходящую швейную фабрику. “Искали долго. Нам отшивали такие модели, которые людям страшно показать”,— вспоминает Дмитрий Сердюк.

ФотоЗагл
СЕРЬЕЗНЫЕ ПЛАНЫ: Основательница универмага Всі.Свої Анна Луковкина хочет, чтобы покупка украинской одежды стала обычным делом

Проблема производства — одна из главных у молодых украинских марок одежды и обуви. А еще устаревшее оборудование на фабриках, неумелые и низкоквалифицированные сотрудники, управляющие с устаревшими взглядами на бизнес. И это неполный перечень трудностей, с которыми сталкиваются те, кто шьет вещи не самостоятельно, а заказывает на стороне.

Еще одна загвоздка — фабрики не хотят браться за небольшие заказы, говорит Макуха из Miya Designer Casual. “Они ждут миллионных партий, чтобы прямо все и сразу, а что делать небольшим заказчикам?” — разводит руками предпринимательница, которая уже почти год ищет подходящих подрядчиков.
Причина в том, что легкую промышленность из‑за низких зарплат покинули лучшие специалисты, убеждена Татьяна Абрамова, основательница модного дома Rito, одного из старейших в Украине. “А низкие зарплаты были потому, что не было хороших моделей”,— подчеркивает она.

Однако скоро многое должно поменяться, профессия швеи становится все более высокооплачиваемой, говорят участники рынка. Так, сейчас в Киеве средняя зарплата обыкновенной швеи составляет 9 тыс. грн, портные, специализирующиеся на верхней одежде, получают 12–13 тыс. грн. А хорошие обувщики, по словам Сологуб, могут зарабатывать около 15–20 тыс. грн. До кризиса зарплаты были вдвое ниже.
При этом отрасль испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов. Чтобы решить проблему на своем производстве, основатели обувной марки AMB Bespoke Shoes Артем и Мария Бочкало были вынуждены привезти работников из Бердичева. Предприниматели не только выплачивают им высокие зарплаты, но и снимают жилье в Киеве.

Зато теперь, считает Мария Бочкало, все ее идеи могут быть воплощены в хорошем качестве, без отговорок, что это невозможно, как было бы, если бы она сотрудничала с чужими обувщиками.
фото3
МАГАЗИН В БАГАЖНИКЕ: Для Марии Бочкало, которая выпускает обувь под маркой AMB Bespoke Shoes, складским помещением часто становится собственный автомобиль
Налоги и их противники

Впрочем, пока на официальной статистике всплеск творчества в отечественной легкой промышленности не отразился. По данным Госкомстата, производство одежды в Украине за первое полугодие упало на 0,4%. “Это потому, что такие маленькие мануфактурки работают мимо кассы”,— говорит Савостина.

  

ПОШЛИ В РОСТ: Юлия Савостина, организатор
фестивалей Made in Ukraine, говорит, что количество
украинских производителей обуви за последнее время
увеличилось в два раза, а производителей одежды — еще больше

 

Один из дизайнеров, с которым НВ разговаривало в процессе подготовки статьи и который просил не называть его имени, признал, что работать “в белую” в Украине не имеет смысла. “Мы видим, что из налоговой приходят даже к тем компаниям, которые платят все налоги, и им приходится все равно давать взятки. Какой в этом смысл?” — рассуждает дизайнер.

У молодых предпринимателей есть еще одно опасение: если ты станешь слишком заметен, то бизнес могут попросту “отжать”, как это случалось в 2012–2013 годах.

И наконец, многие начинающие предприниматели пока попросту не оформили юридическое лицо. “Они еще вчера делали вещи для себя и для своей соседки”,— объясняет Алина Сердюк из BYME.

Работать “в белую” молодых украинских производителей могут заставить реальные торговые площадки, считает Савостина. Такие, как универмаг Всі.Свої, где все продажи будут проводиться через кассовые аппараты.

“Они [универмаг] реально дают шанс людям работать “в белую”,— подчеркивает Бочкало.

“А работающие по закону молодые предприниматели — это очень хорошо для страны”,— подводит итог итальянец Аскеро, который более десяти лет живет в Украине. “Даже если не все из них в будущем станут дизайнерами,— говорит он,— то эти 100, 200 или 300 торговых марок будут основой для появления 3-5 хороших брендов”.