Страна. Экологическая ситуация

Смог отечества

Днепр стал самым экологически грязным  городом страны по итогам первого полугодия 2016‑го

Из-за выбросов предприятий Днепр стал самым экологически грязным городом страны по итогам первого полугодия 2016‑го. Но на пятки ему наступает курортная Одесса, задыхающаяся от выхлопов автотранспорта

Галина Корба, Кристина Бердинских
(Киев—Днепр—Киев),
фото — Александр Течинский

 

 

Днепропетровский коксохимический завод можно найти по запаху — там воняет. И по цвету неба: от проезжей части нужно двигаться в сторону белого, черного и серого дыма, валящего из разных труб. “Что вы думаете об экологической ситуации в городе?” — интересуется НВ у молодого человека с пакетом в руке, идущего по тропинке возле завода. “Жопа”,— коротко отвечает он. А потом добавляет: “Постойте здесь минут 20 — и сами все поймете”.

Понимание приходит быстро.

Недалеко от завода много лет живет и работает 48‑летний столяр Роман. Поглядывая на разноцветный дым над своей головой, он заявляет: “Коксохим — это еще не самый страшный и опасный промышленный гигант в городе”. И советует навестить Металлургический завод им. Петровского, находящийся рядом.

Из его труб валит иной дым — коричнево-оранжевого оттенка. Стены жилых домов возле метзавода словно обсыпаны чем‑то темным — это следы выбросов. И машины от этой пыли, по словам местных, сложно отмыть. Но окна многих квартир — нараспашку: жильцы привыкли к пыли, налету и неприятным запахам.

Днепр всегда был в лидерах по степени загрязненности воздуха среди городов Украины. А в первом полугодии 2016‑го, по данным Национальной гидрометслужбы Украины, и вовсе стал № 1 в этом печальном рейтинге.

По словам специалистов, промышленность и большой автомобильный трафик — главные загрязнители в Украине. И потому в топ-15 худших по экологии городов страны входят в основном промцентры или загруженные машинами места. Причем Киев оказался лишь на девятом месте, а относительно небольшие Славянск и Краматорск — на третьем и четвертом. Курортная Одесса забралась на второе место, обогнав такие мощные промышленные города, как Мариуполь, Каменское (бывший Днепродзержинск) и Кривой Рог.

И с каждым годом экологическая ситуация в стране ухудшается. Из-за этого в Украине растет уровень заболеваемости и смертности населения. “Он и так один из самых высоких в Европе”,— говорит Олег Савицкий, эксперт Национального экоцентра.

В лидерах по смертности, по данным Госстата, как раз самые грязные регионы — Днепропетровская, Харьковская, Донецкая, Одесская области и Киев.

И если правительство не начнет стимулировать предприятия заняться очисткой выбросов и их уменьшением, будет еще хуже. “Мы рискуем оказаться в неконтролируемой ситуации”,— добавляет Савицкий.

раст
Город вечного дыма

Сергей Петухов, днепровский эколог и активист организации За право граждан на экологическую безопасность, знает о страшных последствиях плохой экологии не понаслышке. В 2013 году он попал в больницу с химическим отравлением. Выезжал на улицу, где КАМАЗ посреди белого дня вылил отработанный электролит на дорогу, взял пробы грунта и, надышавшись, на две недели оказался на больничной койке. Ситуацию с городским воздухом в Днепре Петухов считает катастрофической.

Городские власти о грязном воздухе помнят. Михаил Лысенко, заместитель мэра, поставил бы экологическую ситуацию на второе место среди главных проблем Днепра после сектора ЖКХ. Предприятия, которые наносят самый большой ущерб здоровью горожан,— это Приднепровская ТЭС и Металлургический завод им. Петровского. Оба еще и входят в число пяти основных загрязнителей области, уточняет Татьяна Лампика, координатор Экопатруля.

Теперь и сам город оказался в топ-списке самых грязных, даже стал его лидером. А все потому, что часть промышленных районов Донбасса Украина пока не контролирует. И многие предприниматели оттуда перебрались как раз в Днепр. Здесь они арендуют помещения для своих цехов и прочих производств и добавляют дыма в общегородской смог. Кроме того, на родине Привата и Юлии Тимошенко выросло количество автотранспорта.

 


Опасная пыль: Стены домов возле Метзавода им. Петровского покрыты темным налетом

Опасная пыль: Стены домов возле Метзавода им. Петровского покрыты темным налетом


Но все это — так, вишенки на торте. Они бы не играли роли, если бы не ТЭС или завод Петровского. А те коптят небо неизменно и активно. И о модернизации этих предприятий, которая могла бы снизить уровень выбросов, годами и речи не шло. Так, с 1994‑го у Днепра накапливалась задолженность перед Приднепровской ТЭС, принадлежащей ДТЭК Рината Ахметова, за поставляемую городу электроэнергию. Требовать в подобной ситуации модернизации предприятия, что привело бы к снижению токсичности выбросов, по словам Лысенко, было невозможно. Лишь сейчас, уточняет заместитель мэра, удалось наладить диалог с ДТЭК, составить график погашения долга. В свою очередь ТЭС разрабатывает план реконструкции.

Именно теплоэлектростанции, по словам экспертов, являются главными загрязнителями среди энергетических предприятий. Более 90% из них морально устарели и не отвечают никаким европейским экологическим нормам, говорит Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики. Чтобы привести отечественные ТЭС в порядок, косметических изменений недостаточно — необходима глубокая реконструкция. А на это нужны баснословные деньги — по самым скромным подсчетам, озвученным Харченко, речь идет о $18–20 млрд.

Выкладывать такие деньги собственники не торопятся. А государство не может и не хочет принуждать их к подобному шагу, объясняют эксперты.

Впрочем, даже если бы власти решились надавить на энергосектор — а у них есть для этого инструменты, то тут же получили бы ответный рост тарифов для населения. А последние и так уже высоки и вызывают недовольство электората. “При желании экологическая инспекция может не соответствующую нормам станцию просто закрыть. Но желания производить жесткий контроль нет,— поясняет Харченко.— И это понятно: если экологи начнут работать как должны, у нас просто закроют почти все станции”.

Автоапокалипсис

Помимо промышленных центров, в число лидеров рейтинга опасного воздуха попали и города, где нет или мало экологически агрессивных предприятий. Одесса, Херсон, Киев, Луцк и Ужгород — как раз из таких. Атмо­сферу в этих областных центрах и столице портят, в сущности, обычные граждане. Вернее, их автомобили. Из-за выхлопов, особенно в жаркую погоду, сильно поднимается уровень формальдегида и окиси азота в воздухе, поясняют в Центральной геофизической обсерватории.

Машины этим летом стали настоящим бичом столицы, говорят в ведомстве: за последние месяцы в городе несколько раз наблюдался аномальный смог из‑за того, что специфические погодные условия не позволяли воздуху рассеиваться. В итоге вредные выхлопы буквально повисли над Киевом.

Самый грязный воздух в столице — как раз в местах наибольшего скопления авто: на Московской площади возле Центрального автовокзала, на Бессарабской площади и в районе проспекта Победы.

раст2
Грязная энергия: Приднепровская ТЭС (на фото — на заднем плане) — один из главных загрязнителей воздуха в Днепре

 Дмитрий Беспалов, специалист по транспортному планированию, отмечает: в Украине уровень автомобилизации, то есть число машин на каждую тысячу человек, в целом ниже среднеевропейского. Например, в Берлине этот показатель составляет примерно 317 авто, в Киеве — 213, а по стране — лишь 148. Но при этом украинцы куда активней пользуются своим личным транспортом, чем те же европейцы: на Западе в среднем каждый автолюбитель воспользуется машиной в 50% случаев, в Украине же эта вероятность равна 88%.

В итоге получается гигантская проблема. Более 80% выбросов всех вредных веществ в городах — это вклад четырехколесных средств передвижения, уточняет Беспалов. “Плюс шумовое загрязнение и 4 тыс. человек, погибающих каждый год в ДТП”,— добавляет он.

И тут тоже стоило бы вмешаться властям. Опыт Европы показывает, что чиновникам по силам сделать использование общественного транспорта и велосипедов максимально выгодным и комфортным для горожан. А автомобилям ставить палки в колеса: делать дорогие парковки в центре, создавать пешеходные и велозоны.

Жизнь в противогазе

Ярослав Мовчан, директор Нацио­нального экологического центра, не может вспомнить ни одного министра экологии Украины, который всерьез занялся бы борьбой с загрязнением в стране. “Политика в сфере экологии у нас почти отсутствует: государство вернулось в ранние 1990‑е, когда царил хаос, а загрязнители не отвечали за свою деятельность”,— сетует эксперт. Он припоминает и промышленное лобби, расцветшее при “донецких”, и мораторий на проверки экоинспекцией, который ввело правительство Арсения Яценюка.

Но сейчас Украина уже обязана изменить свое отношение к экополитике. И дело не только в благополучии граждан: подписав Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и Договор об энергетическом сообществе, государство в том числе взяло на себя обязательства в сфере охраны окружающей среды.

Впрочем, власти не спешат заняться этим вопросом. Из ответа Минэкологии следует: на современную очистную инфраструктуру денег нет. Но есть активность общества. Так, Лампика из Экопатруля Днепра отмечает: активисты-экологи в городе заметно оживились. Например, взялись убирать стихийные свалки.

В Мариуполе, некогда лидировавшем в рейтинге самых экологически опасных городов страны, еще в 2012 году под давлением общественности в ходе акции Стоп смог! местные крупные метпредприятия установили фильтры. Это несколько улучшило ситуацию. Но в конце августа 2016‑го, после аномальных выбросов на местных заводах, общественность вновь вступилась за городскую экологию. В Фейсбуке прокатился целый флешмоб. Сотни людей выкладывали фотографии в марлевых повязках и противогазах, требуя модернизировать очистительные сооружения на мариупольских предприятиях. И закрыть производства, которые модернизировать уже невозможно. Минэкологии обещало разобраться.

Подобные прорывы — пока исключение, а не правило. К экологической ситуации в большинстве самых грязных городов Украины люди относятся с обреченным смирением. И мало верят в то, что воздух когда‑нибудь станет чище. “Чиновники живут далеко отсюда. Они сели в машину с кондиционером, приехали на работу в кабинет с кондиционером. Кто‑то из них будет переживать по поводу экологии?” — возмущается столяр Роман из Днепра.