Культура. Актриса

Красота по-скандинавски

В кинематографе восходит новая звезда Алисия Викандер

В мировом кино восходит новая звезда — шведка Алисия Викандер, муза знаковых режиссеров, лицо Louis Vuitton, а с недавних пор исполнительница роли Лары Крофт, которую раньше играла только Анджелина Джоли

 
Оксана Мамченкова

 

 

Когда в 2014‑м американский инди-режиссер Дерек Сиенфрэнс только задумывал снять ленту Свет в океане о смотрителе маяка и его жене, молодая шведская актриса Алисия Викандер была темной лошадкой в мире кино. Хотя она уже сыграла Китти в экранизации Анны Карениной британца Джо Райта, взгляды зрителей тогда были прикованы к исполнительнице главной роли Кире Найтли.

С тех пор, уже после съемок в мелодраме Сиенфрэнса, для Алисии Викандер многое изменилось. Во-первых, теперь она готовится стать центром внимания на престижном Венецианском фестивале в сентябре, где состоится мировая премьера Света в океане. Причем специалисты прочат этой истории о любви и отчаянии успех у зрителей и делают ставки относительно ее участия в предстоящей гонке за Оскар.

Во-вторых, за последнее время Викандер успела сняться в десятке заметных фильмов, среди которых дорогие боевики вроде Джейсона Борна и драма Девушка из Дании. В последней, особо понравившейся зрителям, шведка сыграла красавицу-художницу.

Сегодня западная пресса единодушно называет 27‑летнюю актрису восходящей звездой большого экрана. Профессионалы ценят ее за стремление вложить максимум в каждую из ролей, за которые она берется, а критики обращают внимание на ту глубину, которой Викандер способна наполнить любой образ.

Ее лицо становится модным, подчеркивают критики, указывая на обложки глянцевых журналов, с которых смотрит актриса. Недавно стало известно, что Викандер снимется для знаменитого календаря на 2017 от производителя шин Pirelli, который приглашает только звезд первой величины, и в этот раз компанию ей составят Николь Кидман, Джулианна Мур, Ума Турман и Робин Райт. Более того, модный дом Louis Vuitton выбрал ее лицом своей рекламной кампании.

И, наконец, последний штрих, свидетельствующий о восхождении Викандер: она готовится к съемкам нового боевика о расхитительнице гробниц Ларе Крофт. Прежде эту роль в успешной франшизе исполняла лишь сама Анджелина Джоли.


В КАДРЕ: За последние два года Алисия Викандер снялась в десятке заметных фильмов, среди которых дорогие боевики вроде Джейсона Борна и драма Девушка из Даниии
В КАДРЕ: За последние два года Алисия Викандер снялась в десятке заметных фильмов, среди которых дорогие боевики вроде Джейсона Борна и драма Девушка из Дании


Крысы и пуанты

Детство Викандер проходило между двумя мирами, поместившимися в небольшом городке Гетеборг на юге Швеции. Ее родители расстались, когда девочке не исполнилось и года.

С тех пор будни она проводила с матерью, успешной театральной актрисой, а на выходные отправлялась к отцу-психотерапевту, который вскоре обзавелся новой семьей.

Так Викандер существовала в двух измерениях — за кулисами театра и в шумной компании братьев и сестер.

По сей день она с трепетом рассказывает о девяти годах учебы в балетной школе, несмотря на то, что травмы помешали Викандер построить карьеру примы. “Когда я только бросила танцы, было странно не ощущать постоянную боль,— признается актриса.— Будто давний друг, не лучший, но следующий по пятам, вдруг тебя покинул”.

Подростком она начала сниматься в небольших сериалах. Однако местная актерская школа дважды отвергла ее заявку на поступление. Отчаявшись, девушка подала документы на юридический факультет. Впрочем, постигнуть нормы права не успела — удача в лице шведского режиссера Лизы Лангсет повернулась к ней лицом и предложила главную роль бунтаря-подростка в драме Чистота.

Когда камера показывает ее лицо, мы видим бушующий внутри торнадо
Дерек Сиенфрэнс,
кинорежиссер

Образ девушки из неблагополучной семьи, единственной отдушиной для которой стала классическая музыка, принес Викандер награду Золотой жук — шведский аналог Оскара. А затем помог оказаться на съемочной площадке обладателя премии BAFTA Джо Райта, взявшегося за Анну Каренину.

В этой работе пришлись кстати танцевальные навыки актрисы: по замыслу режиссера, его версия классического произведения предполагала множество пластических решений и должна была стать своеобразным балетом с диалогами. К тому же тут пригодилась готовность Викандер к преодолению трудностей.

Во-первых, на площадке у Райта ей впервые пришлось играть на чужом для нее английском языке. А ради нескольких сцен режиссер отвез актрису в зимнюю Россию, где неделю она жила в плохоньком номере без горячей воды и снималась на 40‑градусном морозе.

“Танцоры невероятно дисциплинированы и тщательны,— так Райт рассуждает о том, как стоически Алисии приходилось переносить трудности съемок.— Их ноги могут кровоточить, но лица все равно будут безмятежны”.

Впрочем, Викандер далеко не всегда жила в комфортабельных апартаментах и разъезжала на лимузинах. Переехав в Лондон из родного Гетеборга, она долгое время снимала вместе с тремя соотечественницами небольшую квартирку, по которой шныряли крысы. Переехать в лучшие условия тогда у нее возможности не было: начинающей актрисе понадобилось несколько месяцев на безуспешные кастинги и пробы, пока ее карьера сдвинулась с мертвой точки.

А когда предложения посыпались одно за другим, она не стала перебирать и в течение двух лет снялась в 15 фильмах. Некоторые оказались откровенно неудачными, как фэнтези Седьмой сын Сергея Бодрова-старшего. Впрочем, здесь Викандер работала на одной съемочной площадке с оскароносным Джеффом Бриджесом и обладательницей Золотого глобуса Джулианной Мур.

Затем были ленты классом выше вроде околонаучной Из машины британца Алекса Гарленда. Образ робота Авы, обладающего идеальной фигурой и искусственным интеллектом, запомнился и критикам, и зрителям.

“Фильм будто зажигается, когда Алисия появляется в кадре, и тускнеет, когда она уходит”,— описывает Энтони Лейн из американского журнала The New Yorker игру Викандер.

Однако, когда речь заходит о ее роли в Девушке из Дании оскароносного Тома Хупера, критики единодушны: это высшая точка в карьере актрисы. Прежде чем решиться на съемки в этом фильме, Викандер советовалась с отцом, который по сей день читает все ее сценарии. Историю первого в истории человека, сделавшего операцию по смене пола, и его мужественной супруги, которую должна была сыграть его дочь, отец одобрил.

Хупер также сомневался в своем выборе, утверждая на роль Викандер. Но когда актриса сыграла пробы со своим будущим напарником Эдди Редмэйном, сомнения исчезли в момент, а режиссер расплакался прямо на съемочной площадке.

фото2

ПРО ЛЮБОВЬ: Свету в океане, фильму о любви и отчаянии с участием Алисии Викандер, критики прочат участие в гонке за Оскаром

Волевой характер

Вожидании премьеры Света в океане Сиенфрэнс вспоминает, как искал исполнительницу главной роли для своей мелодрамы. Он мечтал об актрисе, по мастерству сравнимой с Вивьен Ли в голливудской классике Унесенные ветром и Эмили Уотсон в культовой ленте Рассекая волны Ларса фон Триера.

Когда режиссеру предложили обратить внимание на Викандер, он лишь пожал плечами, ведь прежде не слышал о ней. Первая же встреча с актрисой заставила Сиенфрэнса кардинально изменить свое мнение.

“Она пришла не расфуфыренная и в макияже, чтобы впечатлить меня,— вспоминает режиссер.— Она пришла, желая что‑то узнать. Порой встречаешь актеров, которые боятся ошибиться или опозорить себя. Алисия пришла переполненная доверием и отвагой”.

Ради того, чтобы продлить съемочный день, Викандер без труда встает в пять утра, а если сцена сопряжена с трудностями, легко их преодолевает, рассказывают ее коллеги. На заре своей карьеры шведка ради участия в исторической драме Королевский роман в считаные недели выучила датский язык, который считается наиболее сложным среди скандинавских. Получившаяся в результате картина соревновалась за Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке.

Ирландец Майкл Фассбендер, который был напарником Викандер в Свете в океане, отмечает ее постоянное стремление копнуть глубже в работе над ролью.

“Ее степень отдачи заставляла меня сосредоточиться и постоянно проверять, достаточно ли я сам отдаюсь картине”,— говорит актер, за спиной которого роли в культовых лентах Голод и Стыд Стива МакКуина.

Так или иначе, Викандер добилась того, что каждую новую ее роль критики встречают с интересом: своим появлением она способна исправить впечатление даже от самой неудачной ленты, убеждены они.

“У Алисии зрелый внутренний мир,— уверен Сиенфрэнс.— Когда камера показывает ее лицо, мы видим бушующий внутри торнадо, и это завораживает. Она не боится быть уродливой, непривлекательной, ошибиться”.

Тем временем Викандер между съемками успела обзавестись собственной квартирой в Лондоне. Хотя появляется там лишь изредка, чтобы повидаться с Фассбендером. Их отношения начались на съемочной площадке Света в океане.

На 2017‑й уже запланирован выход еще двух лент с участием актрисы: триллер Погружение обладателя награды Каннского кинофестиваля Вима Вендерса и новая история из жизни Лары Крофт.

Хотя амбиции Викандер не ограничиваются одним лишь актерством. Вместе с друзьями она основала независимую компанию Vicarious Productions, где уже начинаются съемки первого фильма Эйфория. Режиссером ленты станет Лиза Лангсет, которая привела когда‑то неудавшуюся балерину в большое кино.