Страна. Лидеры мнений 

ТОП-50 лидеров мнений в соцсетях

Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

В переломный для страны момент топовые блогеры в соцсетях стали активным меньшинством, которое разжигает скандалы, врывается в ряды политической элиты и вершит судьбы родины

 
Галина Корба

  

 

Всего за два года число подписчиков самого известного педиатра Украины Евгения Комаровского в соцсетях выросло втрое и сравнялось с дневной аудиторией топовых интернет-изданий страны. Суммарно в Фейсбуке и Твиттере у харизматичного доктора 812 тыс. подписчиков, и он входит в первую десятку самых читаемых в социальных сетях людей страны. Причем по числу читателей в Фейсбуке Комаровский на втором месте среди лидеров мнений, его опережает только бывший губернатор Одесской области и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.

Комаровский появился в соцсетях примерно шесть лет назад с тем, чтобы продвигать рецепты детского здоровья среди интернет-пользователей. “Я пытаюсь дать людям инструменты, помогающие выжить в стране, где нет здравоохранения, всеми доступными способами,— говорит Комаровский.— Я понимаю, что любая напечатанная книга дойдет до конечного потребителя не скоро, а может не дойти вообще. Но если разделить ее на 50 глав и по одной главе “расшарить” в соцсетях, то появится шанс, что люди получат информацию”.

В Украине появилось новое правило — реагировать на Фейсбук
Александр Барабошко,
популярный блогер

Врач, который зарегистрирован во всех основных соцсетях, признается, что в последнее время Фейсбук его разочаровывает — слишком много неадекватных пользователей. А вот Инстаграм набирает обороты. Ежедневно на страницу Комаровского в этой сети подписывается по 2–3 тыс. человек. Общее число подписчиков уже перевалило за 760 тыс. “Молодые люди, которые сейчас становятся родителями, хотят получать информацию крайне дозированно, в короткой, удобной, часто графической форме. Мне так работать чрезвычайно сложно, но мы вынуждены адаптироваться”,— признается он.

Аудитория доктора продолжит расти вместе с популярностью соцсетей среди украинцев. С 2009 года число одних только пользователей Фейсбука в стране выросло почти в 100 раз — с 62 тыс. до более 6 млн, приводит данные Watcher, издание об интернет-бизнесе и маркетинге в социальных медиа. На этом фоне в соцсетях зажглись настоящие звезды с сотнями тысяч подписчиков и огромным влиянием на жизнь страны.

“В Украине появилось новое правило — реагировать на Фейсбук. Именно этой соцсетью удалось заразить политиков и госорганы,— говорит популярный блогер Александр Барабошко.— Они меряются лайками и подписчиками, реагируют на критичные посты. Блогеры в Украине — действительно кластер, у которого есть возможность влиять на вопросы государственного уровня”.

инфографика
Дети войны

Стать популярным блогером в Украине не так сложно. Самый очевидный путь — получить видную должность, как Андрей Шевченко, который стал главой национальной сборной по футболу, или Владимир Гройсман, возглавивший в этом году правительство. Можно попасть на телевидение или добиться особого успеха, как певица Джамала, которая, одержав победу на Евровидении-2016, за год нарастила аудиторию в соцсетях почти вдвое — до 123 тыс. подписчиков.

Куда сложнее стать влиятельным блогером без серьезной стартовой площадки. Для этого нужно играть на ожиданиях аудитории, оперативно реагировать на информационные поводы и брать харизмой. “Ключевое требование — честность и компетентность,— перечисляет требования к успешному лидеру мнений Эльдар Нагорный, глава по цифровому маркетингу компании Intellectsoft и экс-директор украинского медиахолдинга UMH.— Немного популизма, конечно, тоже не помешает. А еще наши читатели бросаются в крайности: они любят рассудительных и одновременно восхищаются сорвиголовами. Уверенный баланс между этими двумя крайностями может сделать вас звездой”.

Совсем недавно шквал критики в соцсетях, в том числе и от авторитетных блогеров, заставил Минобразования отказаться от сексистского пособия о семейных ценностях в школах, а министра внутренних дел Арсена Авакова — неловко оправдываться из‑за скандального назначения заместителя главы МВД по евроинтеграции Анастасии Деевой. В Украине постом в Фейсбуке можно добиться увольнения недостойного чиновника, начать революцию и одним махом попасть в ряды политической элиты.

В частности, благодаря успешному продвижению в соцсетях за считаные месяцы бывший комбат Семен Семенченко и военный эксперт Дмитрий Тымчук стали народными депутатами, а волонтер Юрий Бирюков — советником министра обороны.

“После Майдана было особое время — запрос на новые лица и смену элит, и именно соцсети стали способом быстро получить популярность,— поясняет Максим Саваневский, основатель издания Watcher.— Так у нас появилось около двух десятков новых лиц в политике и власти. Думаю, такого в других странах точно нет. Там есть какие‑то социальные лифты, но они не ездят с первого сразу на девятый этаж”.

Именно с политическими катаклизмами последних двух лет специалисты связывают невероятную политизированность и влиятельность соцсетей в Украине. К примеру, во всем мире Фейсбук является соцсетью для личного пользования и общения с друзьями. В лидерах по подписчикам обычно поп-звезды и актеры. Политики и госучреждения там предпочитают доносить месседжи через более лаконичный Твиттер, чтобы избежать манипуляций и искажений своих слов недоброжелателями, поясняет Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service и вице-президент Украинской PR-лиги.

комаров

КАНАЛ СВЯЗИ: Педиатр Евгений Комаровский — один из лидеров мнений с 812 тыс. подписчиков в соцсетях — уверен, что через Фейсбук и Инстаграм нашел подход к молодой и прогрессивной аудитории

Между тем в Украине даже лидер рейтинга, фронтмен группы Океан Ельзи Святослав Вакарчук рекордно нарастил аудиторию лишь после того, как его посты получили политическую и гражданскую окраску. В частности, в 2014‑м аудитория его Твиттера составляла лишь 642 тыс., а к 2016 году эта цифра выросла почти втрое — до 1,76 млн подписчиков.

“Западное сообщество тратит куда больше времени на выбор подходящей мелодии для поездки в своем автомобиле, чем контролю политической или социальной жизни общества,— поясняет Нагорный.— А перед нами стоят куда более сложные задачи”.

По его мнению, именно надежды, связанные с революцией достоинства 2014 года, спровоцировали бум Фейсбука, который украинцы стали выбирать осознанно, а не по праву рождения или круга общения, как на Западе.

Во время Майдана информацию о событиях люди черпали в основном в соцсетях. Телевидение и другие СМИ чрезмерно искажали происходящее, вспоминает Саваневский. Через соцсети активисты и волонтеры координировали свои действия, там же возникли новые лидеры мнений. Этот тренд усилился во время аннексии Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе.

Война и революция вынесли в топ-50 украинских блогеров и Анастасию Станко, журналистку Hromadske.ua. По ее словам, Фейсбук начинался для нее как уютная страничка для личного общения с узким кругом друзей, но события последних двух лет полностью изменили ситуацию.

Теперь у Станко в Фейсбуке и Твиттере больше 160 тыс. подписчиков, ее посты собирают сотни комментариев, регулярно вызывая ожесточенные споры сторонников и противников. “У меня есть материалы, которыми я горжусь, но, к сожалению, не они приносят популярность,— сетует журналистка.— Подписчики повалили во время Майдана, когда мы активно вели “стримы”, и потом, когда наша группа попала в плен в Луганске и под обстрелы”.

Станко признается, что в последнее время ей неуютно на собственной странице из‑за чрезмерного внимания посторонних людей и зачастую неадекватной реакции на ее посты. Однако, несмотря на это, журналистка читает все комментарии и публикации, в которых ее отмечают. “Это моя работа. Вдруг у человека проблема, и я могу помочь”,— говорит она.

Станко

КРИЗИСНЫЙ БЛОГЕР: Журналистка Анастасия Станко преодолела барьер в 150 тыс. подписчиков на волне революции достоинства и активного освещения войны на Донбассе

Уходящий тренд

Феноменальный ажиотаж вокруг политики и будущего страны в соцсетях спадет, как только ситуация в Украине стабилизируется, уверяют специалисты. “Это особенность времени,— считает Саваневский.— Мы прошли период, когда было очень просто попасть в элиту украинской блогосферы. Если в ближайшие годы ситуация в стране и в СМИ не ухудшится, роль соцсетей будет уменьшаться, а в топ-25 и топ-50 лидеров мнений будет все больше и больше селебритиз”.

Даже сейчас, уверяет он, большинство людей в Фейсбуке не подозревают о существовании политических дискуссий на тему “зради” и “перемоги” в сети. Из 6 млн пользователей Фейсбука лишь примерно 1,5 млн наблюдают за баталиями между лидерами мнений. Дело в том, что в этой социальной сети ранжирование постов построено таким образом, что пользователь видит публикации лишь из круга своих интересов.

То есть пользователь, даже будучи подписанным на политического блогера, увидит его публикации, только если будет активно проявлять заинтересованность — лайкать или комментировать их. “Большинство людей варятся в своем отдельном мире. У них в лентах друзья, фото котиков и племянников. Там нет политики”,— поясняет Саваневский.

Не надо преувеличивать влияние Фейсбука. Пока человека нет на телевидении, шансы на политическое будущее у него минимальны
Ирина Бекешкина,
социолог

В масштабе страны узнаваемость лидеров мнений из соцсетей практически нулевая, если только речь не идет о топовых политиках и власть имущих, говорит социолог Ирина Бекешкина. По ее подсчетам, если бы все популярные блогеры объединились в одну политическую силу и консолидировали интернет-аудиторию, они максимум сумели бы преодолеть избирательный барьер в 5%.

“Не надо преувеличивать влияние Фейсбука, — считает Бекешкина.— Пока человека нет на телевидении, шансы на политическое будущее у него минимальны”.

В то же время, по ее словам, популярность в соцсетях напрямую связана с популярностью телевизионной. Практически все блогеры из рейтинга лидеров мнений, у которых больше 150 тыс. подписчиков, так или иначе бывают на телевидении. Остальные в большей мере неизвестны украинцам вне интернета, а значит, не имеют электорального веса. Для сравнения: аудитория одного только вечернего выпуска новостей на телеканале 1+1 в прайм-тайм равняется всей аудитории украинского Фейсбука.

Впрочем, сбрасывать со счетов лидеров украинской блогосферы не стоит. Пока период турбулентности в стране не закончится, они продолжат формировать активное неравнодушное меньшинство, способное оказывать давление на власть и менять страну.

“Пользователи Фейсбука и Твиттера составляют примерно четверть населения Украины, причем продвинутого, взрослого, социально и финансово активного,— отмечает Нагорный.— Мир можно изменить и значительно меньшими силами”.

Саваневский

ВРЕМЯ БЛОГЕРОВ: Максим Саваневский, основатель издания Watcher, утверждает, что после революции достоинства около двух десятков соотечественников получили известность и пришли в политику благодаря социальным сетям

 

график2