Мир. Свадьбы в Индии

Прекращение банкета

Индия, где роскошные свадьбы празднуют даже бедняки, решилась ограничить безумное расточительство

Индия, где роскошные свадьбы на несколько дней с несметным количеством гостей традиционно празднуют даже бедняки, решилась на немыслимое — ограничить безумное расточительство. Для начала — в одном штате

 

Анна Павленко

  

 

Когда в ноябре прошлого года Гали Джанардхана Редди, бывший министр южноиндийского штата Карнатака и владелец крупного горнодобывающего бизнеса, выдавал замуж свою дочь, на пятидневное празднование в Бангалорский дворец съехались 50 тыс. гостей.

К месту проведения церемонии приглашенных доставляли 2 тыс. такси и принимали 15 специально созданных вертолетных площадок. На свадебной вечеринке выступали звезды Болливуда и бразильские танцовщики самбы. По информации индийской прессы, сари невесты обошлось в $ 2,5 млн, а ювелирные украшения к нему — еще в $13 млн. Всего на торжество было потрачено $ 74 млн.

Такое расточительство возмутило миллионы простых индийцев, которые в то время выстаивали длинные очереди к отделениям банков, чтобы сдать купюры номиналом 500 ($ 7) и 1.000 рупий и оплатить свои базовые нужды. Решение правительства изъять из оборота две самые ходовые банкноты в рамках борьбы с теневой экономикой вызвало денежный кризис в стране с долей наличных расчетов более 80 %.

Впрочем, если бы не такое стечение обстоятельств, реакция общественности на дорогостоящий праздник могла быть намного спокойнее. Пышные празднования на фоне кричащей бедности — вполне привычное для Индии явление. Каждый год здесь проходит около 2 тыс. роскошных свадебных торжеств с тысячами гостей и насыщенной программой в несколько дней. Тогда как за чертой бедности живет каждый пятый индиец.

В стране, где свадьба считается главным событием в жизни человека, ее празднуют на широкую ногу независимо от уровня дохода. Даже небогатые индийцы, побаиваясь потерять уважение общины из‑за непоказного торжества, копят на него по несколько лет либо берут кредиты. В итоге объем индийской свадебной индустрии достигает, по разным оценкам, от $ 25 млрд до $ 35 млрд и растет на 30 % в год. Этот бизнес устойчиво переносит любые финансовые и экономические потрясения, радуются участники рынка.

Однако у свадебного расточительства есть свои противники. За борьбу с излишествами и давлением, которое оказывает на бедняков традиция пышных свадеб, выступают многие общественные активисты и неправительственные организации. А теперь еще и чиновники.

22 февраля власти индийского штата Джамму и Кашмир приняли закон, который начиная с апреля ограничит количество приглашенных на местных свадьбах до 900 гостей, а сумму расходов — до 500 тыс. рупий ($ 7,5 тыс.) Все, кто пожелает потратить больше, будут обязаны перечислить 10 % стоимости мероприятия в специальный фонд по организации свадеб для бедных невест.

Проект закона, который расширил бы действие таких норм на всю Индию, уже подала на рассмотрение парламента депутат Ранджит Ранджан. По словам законодателя, за свадьбу бедным индийцам приходится платить неподъемные для них суммы. Своей инициативой Ранджан стремится покончить с этой практикой.

“Многие люди, которые тратятся под натиском общественного давления, будут рады получить спасение в виде закона”,— уверена она.

графика
Свадьба пела и гуляла

Практически одновременно с дочерью магната Редди, в другом конце страны — северо-индийском Дели — праздновала свое замужество подруга 24‑летней юристки Анвеши Чаттерджи. “Это была типичная свадьба представителей среднего класса”,— рассказывает НВ Чаттерджи. Родные молодоженов арендовали лужайку возле отеля и заказали кейтеринг. На праздник, который продолжался три дня, они пригласили 300 гостей.

Сценарий мероприятия включал музыкальный вечер, церемонию нанесения традиционного рисунка хной, несколько индуистских ведических предсвадебных ритуалов и бракосочетание перед горящим алтарем. “Родственники обсыпали пару золотом, а родители подарили им машину”,— вспоминает гостья церемонии. Общую стоимость празднования она оценивает в 1 млн рупий (почти $ 15 тыс.)

По словам Чаттерджи, средний класс в Индии — крайне неоднородная категория. Чаще всего индийцы со средним достатком стараются копировать в подготовке свадебных церемоний более зажиточных сограждан. При этом они поступают экономно: например, покупают копии дизайнерских нарядов или разбавляют водой подаваемое на банкете вино.

Свадьбы в Индии являются способом показать богатство семьи, ее престиж, социальный статус и власть
Премчанд Доммараджу,
доцент факультета социологии
Наньянского технологического
университета в Сингапуре

“Богатые и знаменитые задают ориентир, которому следуют бедные и средний класс”,— подтверждает слова девушки Ранджана Кумари, директор выступающего в защиту прав женщин Центра социальных исследований в Нью-Дели. При этом основная часть расходов ложится на семью невесты, отмечает эксперт.

К примеру, в северных штатах Бихар и Уттар-Прадеш от родных девушки часто ждут, что они самостоятельно оплатят свадебное пиршество. К тому же во всей в Индии по‑прежнему принято обеспечивать невесте приданое — даже несмотря на законодательную отмену этой практики в 1961 году. В качестве приданого семья жениха ожидает от своих сватов дорогих подарков в виде бытовой техники, мебели или драгоценностей.

“Приданое в основном встречается на свадьбах бедных, а у среднего класса чаще заменяется подарками для молодой пары”,— уточняет Чаттерджи.

Для самых необеспеченных индийцев общественные фонды и местные власти организуют массовые свадьбы. На таких мероприятиях узами брака скрепляют от трех десятков до нескольких сотен пар. Каждая из них имеет право пригласить на церемонию и банкет до 50 гостей и при этом ничего не платит. Финансирование обеспечивают государство, меценаты и волонтеры.

Если же небогатая пара решила праздновать главное событие жизни за собственный счет, их родне стоит готовиться к кредитам. Учитывая, что более половины жителей Индии не знакомы с банковскими услугами, за ссудой им приходится идти к богатым землякам и затем выплачивать непомерные проценты либо отрабатывать займ. Случается, что свадебные кредиты обращаются для заемщиков несколькими годами фактического рабства.

Если же денег не хватает, долгами обрастают все близкие родственники молодоженов. Так, Гита Джетпура, которая работает уборщицей в городе Мумбай, признается: чтобы оплатить бракосочетание брата она, а также ее сестра и мать брали деньги в долг у своих работодателей. В итоге собрали $ 2,25 тыс.; еще $ 2,5 тыс. за организацию торжества заплатили родственники невесты.

На вопрос, почему не отметили событие скромно, Джетпура машет рукой: “Как можно? Соседи сказали бы, что свадьба вовсе не состоялась”.

Соревнование кошельков

Для богатых индийцев общественный запрос на пышные бракосочетания — только в радость. Индия всегда была страной с высокой степенью неравенства, где большие богатства сосредоточены в руках меньшинства, констатирует Премчанд Доммараджу, доцент факультета социологии Наньянского технологического университета в Сингапуре. “Свадьбы в Индии, как и во многих других странах, являются способом показать богатство семьи, ее престиж, социальный статус и власть”,— говорит эксперт.

Зачинателями традиции роскошных свадеб в Индии были князья махараджи. В их эпоху бракосочетание объединяло судьбы не одной пары, а целых княжеств. Сегодня в стране сформировался новый класс богачей — бизнесменов и чиновников, которые продолжили эту традицию, превратив ее в социальное соревнование и демонстрацию собственной влиятельности.

“Дорогие свадьбы — это отражение старого и нового неравенства в Индии и в мире”,— считает Раджни Палривала, профессор социологии в Университете Дели. По ее мнению, демонстрация богатства и статуса во время этого ритуала является частью не только традиций прошлого, но культуры потребления, характерной для современного мира.

“Богачи часто проводят тематические свадьбы или устраивают церемонию за рубежом, приглашают американских и британских распорядителей, заказывают редкие цветы и деликатесы из разных уголков мира — список расточительности можно продолжать бесконечно”,— рассказывает о свадебных прихотях Чаттерджи, называя их своеобразным соревнованием в рамках одного социального класса.

Одним из первых победителей такого соревнования в современной истории Индии стала свадьба единственной дочери индийского магната Лакшми Миттала. В 2004 году торжество бракосочетания Ваниши Миттал и инвестиционного банкира Амита Бхатиа обошлось их семьям, по разным оценкам, от $ 58 млн до $ 78 млн.

Вместе с тысячей гостей новобрачные на неделю отправились во Францию, где их развлекали танцовщицы парижского кабаре Moulin Rouge и австралийская певица Кайли Миноуг. А каждая приглашенная дама получила в подарок от молодых дизайнерскую сумку с драгоценностями.

К слову, золото всегда было важным элементом индийских свадебных ритуалов. По подсчетам аналитиков американской медиакомпании Thomson Reuters, в 2015 году Индия стала мировым лидером по уровню потребления золотых ювелирных украшений. Годовой спрос на изделия из этого металла перевалил за 670 т, что в 16 раз превысило показатель России, при этом население последней лишь в девять раз меньше индийского. Более половины покупаемого в Индии золота составляют свадебные украшения.

фото-01

КОРОЛЕВСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ: Гости наблюдают за традиционными обрядами во время свадьбы потомков королевской семьи Водияр и династии Дунгапур в Майсурском дворце летом 2016 года

Образование и выбор

По мнению индианки Чаттерджи, роскошные свадьбы — это лишняя трата времени и денег. В то же время это реальный заработок для миллионов сотрудников свадебной индустрии. Сегодня сфера услуг превратилась в главный источник экономического роста Индии, обеспечивая почти половину ВВП страны. Предоставлением различных сервисов здесь занимается около трети всего трудоспособного населения, отмечают в Центральном разведывательном управлении США (CIA).

“Роскошные свадьбы проводят напоказ, но это приносит пользу многим людям и никому не вредит”,— признает Чаттерджи.

С ней не согласна общественная активистка Кумари. “Большая часть денег, которые тратятся [на свадьбы], являются неучтенными и способствуют развитию коррупции”,— говорит она о темной стороне шикарных торжеств.

Кумари поддерживает идею поданного в индийский парламент законопроекта и считает, что ограничения на показные свадьбы еще и позволят семьям со средним достатком тратить больше денег на своих дочерей, в частности на их образование. Согласно статистике CIA, всего 60 % индийских женщин старше 15 лет умеют писать и читать. И потому многие знакомые с законопроектом специалисты утверждают: налог на дорогие свадьбы нужен, но средства от него следует направлять не на свадьбы бедняков, а на их образование.

Именно образование может стать долгосрочным решением проблемы завышенных свадебных расходов. С одной стороны, оно поможет девушкам противостоять таким незаконным практикам, как выплата приданого. С другой — сделает молодежь менее уязвимой перед давлением социальных норм.

И все же жизнеспособность закона, который ограничит свадебные бюджеты, вызывает у индийцев сомнения. “Подобный запрет опасен для демократии”,— считает юристка Чаттерджи. Она понимает, что цель законодателей — уберечь бедняков от необходимости всю жизнь копить на свадьбу. Но при этом считает, что демократические ценности и право выбора важнее.

Эксперты уверены: таких, как Чаттерджи, немало, и они готовы защищать свои права с помощью юридических инструментов. “Думаю, любой подобный закон будет обязательно обжалован в суде, так как он противоречит гарантированным конституцией свободам”,— говорит социолог Доммараджу.

К тому же он уверен: предлагаемые ограничения практически невозможно внедрить. Индийцы не соблюдают норм самой регистрации брака, что уж говорить об условиях проведения свадебных торжеств.

Своими сомнениями на этот счет делится и его коллега Палривала из Университета Дели. “В Индии уже были законы, ограничивающие пышные свадьбы,— рассуждает она.— Но, как правило, те, кто должен внедрять такие законы— общественные лидеры, старшие бюрократы и полицейский персонал,— первыми же их и нарушают”.