Польша. Искусство

Очень ценные кадры

Польский   кинематограф   даже без   многомиллионных   бюджетов   завоевывае т престижные   награды   мира   кино

Польский кинематограф даже без многомиллионных бюджетов завоевывает самые престижные награды мира кино

 

Дмитрий Куц, публицист, переводчик,
фотограф международного кинофестиваля
CAMERIMAGE (Польша)

 

 

Польша — обычная европейская страна, поэтому два главных развлечения здесь, конечно же, футбол и кино. К счастью киноманов всего мира, с последним дела у поляков идут намного лучше. Поэтому стоит ближе познакомиться с польской разновидностью “важнейшего из искусств”, тем более что в искусствоведении даже существует термин польская школа кинематографии.

И хотя им очерчивают режиссеров излома 1950-1960‑х, современное поколение польских кинематографистов тоже, бесспорно, вышло из этой школы и сумело приумножить достижения своих учителей. На первый взгляд, особенно если этот взгляд изредка отрывается от экрана телевизора, может показаться, что польское кино — это Наши дамы в Варшаве и Эпоха чести с небольшими вкраплениями Барбары Брыльской и четырех танкистов вместе с Шариком.

На самом же деле польский кинематограф гораздо глубже и богаче, что неоднократно доказано многочисленными наградами на самых престижных кинофестивалях мира. Среди самых свежих достижений — Оскар 2015 года за лучший иностранный фильм (лента Ида) и две награды на фестивале Sundance.

“Жизнь полна сюрпризов”,— так прокомментировал решение жюри режиссер фильма Ида Павел Павликовский, после того как Николь Кидман назвала имя победителя.

Действие Иды происходит в Польше в 1962 году. Девушка Анна — сирота, которая провела детство в католическом монастыре — уже готова принять постриг. Вдруг ей становится известно, что она — еврейка, которую во время войны спрятали монахи, чтобы спасти от нацистов, а ее настоящее имя — Ида. Она отправляется на поиски могилы своих родителей, и эта поездка меняет ее жизнь. Черно-белая стилистика ленты была выбрана неслучайно. Таким образом режиссер передает атмосферу эпохи. Ида — один из хороших примеров современного польского кино, а также пример подражания стилю Ингмара Бергмана и Милоша Формана. Фильм Ида вышел в прокат в 2013‑м и собрал кассу в $13 млн.

Если же перечислять все награды и номинации на Оскар, в Каннах, Венеции и Берлине, не говоря уже о менее знаменитых киноимпрезах, вряд ли в этом журнале нашлось бы место для других материалов. Ведь достижения польских кинематографистов не ограничиваются только польской продукцией. А кроме режиссеров есть еще операторы, монтажеры, композиторы и другие работники киноиндустрии — может, и менее известные, но не менее важные для конечного результата, которым мы наслаждаемся на экране. Собственно, польские кинооператоры и кинокомпозитори на удивление хорошо зарекомендовали себя за пределами страны.

Стоит вспомнить хотя бы Януша Каминского — обладателя двух Оскаров и четырех номинаций на Оскар за лучшую операторскую работу. Награду ему принесли ленты Список Шиндлера и Спасти рядового Райана. Или взять, к примеру, композитора Войцеха Киляра, кстати, уроженца Львова — автора музыки к таким кинохитам, как Дракула Брэма Стокера, Девятые врата и Пианист. За Пианиста он также получил номинацию на Оскар и получил Сезар — награду французской Академии киноискусства.

Как известно, достижения не появляются ниоткуда, одного лишь таланта и чувства прекрасного недостаточно, чтобы создать фильм. Нужны также деньги. Лучшим свидетельством внимания, которое Польша уделяет развитию кинематографа, является основанный в 2005 году Польский институт киноискусства, основными задачами которого являются поддержка собственно кинопроизводства, просвещение и распространение кинематографической культуры, помощь кинотеатрам, в том числе дофинансирования ремонтов, модернизации, внедрения электронных систем покупки билетов и, конечно же, продвижение достижений польского кинематографа за рубежом.

Бюджет на вышеуказанные цели 2016 года составил почти 169 млн злотых (более $40 млн. Конечно же, по голливудским меркам этих денег хватило бы только на среднюю мелодраму. К примеру, в $40 млн обошлись съемки Пятидесяти оттенков серого, а вот Безумный Макс: Дорога ярости стоил уже $150 млн.

Но несмотря на то, что бюджет оскароносной Иды составил лишь €2 млн, можно считать такие объемы финансирования вполне приличными. Что же стоит посмотреть, чтобы составить впечатление о современное польское кино?
раст
Кадр из фильма "Ида"

День варьята (Dzień świra), 2002 год, режиссер Марек Котерский.

На удивление смешная комедия, от которой становится очень грустно,— примерно так можно описать эту ленту о невротическом интеллигенте, школьном преподавателе польского языка и литературы, сквозь жизнь которого можно увидеть общественно-политический срез Польши на рубеже веков. В опросе влиятельной интеллектуальной радиостанции Тройка День варьята был признан лучшим фильмом первого 25‑летия независимости (1989-2014).

 

 

Боги (Bogowie), 2014 год, режиссер Лукаш Палковский.

Биографический художественный фильм, или, по‑американски говоря, байопик, посвященный знаменитому кардиохирургу Збигневу Религе и первой удачной пересадке сердца в Польше (1987 год). Один из самых награждаемых польских фильмов (33 награды и номинации). Кстати, сделанную сразу после операции фотографию мужчины, который стал прообразом главного героя фильма, можно увидеть среди 100 лучших фотографий журнала National Geographic.

 

 

Парни не плачут (Chłopaki nie płaczą), 1999 год, режиссер Олаф Любашенко.

В отличие от голливудской ленты с таким же названием и того же года, польские Парни... заставят зрителя плакать разве что от смеха. Одна из самых популярных польских комедий всех времен, цитаты из которой до сих пор можно услышать на улицах и увидеть в интернете.