Мир. Гигант доставки

Американский почтальон

110 лет качественного сервиса и бум интернет-торговли последних лет превратили американскую UPS в крупнейшую транспортную компанию мира

110 лет качественного сервиса и бум интернет-торговли последних лет превратили американскую UPS из службы пеших посыльных в крупнейшую транспортную компанию мира

 

Анна Павленко

 

 

Во время утренней инспекции холодильника шеф-повар ресторана La Galerie в немецком Кельне обнаружил, что у него закончились североамериканские лобстеры — коронное блюдо заведения. И тут же позвонил в Луисвилл на севере американского штата Кентуки, чтобы заказать срочную трансатлантическую доставку двух морских ракообразных.

За сутки его заказ преодолел расстояние в 7 тыс. км и уже на следующий день попал в тарелки посетителей заведения. Такой оперативностью немецкий ресторатор обязан современным технологиям, которые имеет в своем арсенале крупнейшая транспортная компания мира — американская United Parcel Service (UPS).

В пригороде Луисвилля UPS построила свой главный логистический центр с аэропортом площадью в 90 футбольных полей. Здесь на сортировку 1,5 млн посылок уходит 4,5 часа. Все благодаря автоматизированной системе, которая позволяет ограничить участие человека. Сотрудники компании лишь дважды касаются посылок — когда наклеивают на них штрих-код, выкладывая на конвейер и когда перегружают рассортированные свертки с ленты в контейнер для авиаперевозки.

UPS получила преимущество первопроходца, потому что раньше своих конкурентов достигла огромного масштаба
Джефф Розенцвейг,
профессор глобального бизнеса в Университете Эмори, США

В итоге UPS ежедневно доставляет около 19 млн посылок в более чем 200 стран и обеспечивает работой 435 тыс. человек по всему миру. А стабильно высокий финансовый результат позволяет ей второй год подряд оставаться крупнейшей транспортной корпорацией в ежегодном рейтинге наибольших публичных компаний Global 2000 от авторитетного журнала Forbes.

Свежую версию рейтинга в конце мая опубликовало американское издание Forbes. Всего среди 25 крупнейших транспортных компаний мира свое место заняли 10 авиалиний, 9 железнодорожных компаний и 3 курьерские службы.

При этом аналитики констатируют: отрасль, которую инвесторы долгое время обходили стороной, вновь обрела привлекательность. С 2005‑го по 2015 год рентабельность инвестированного капитала для сектора транспорта и логистики была ниже, чем в большинстве других секторов, отмечают аналитики международной консалтинговой компании McKinsey&Company. Однако уже в 2016‑м сюда потекли деньги именитых инвесторов. Крупнейший из них — американский миллиардер Уоррен Баффетт — вложил более $10 млрд в четыре авиакомпании США.

В то же время для UPS минувший год стал рекордным по объему выручки: продажи компании превысили $60 млрд.

“UPS получила преимущество первопроходца, потому что раньше своих конкурентов достигла огромного масштаба”,— раскрывает секрет успеха американской компании доктор Джефф Розенцвейг, профессор глобального бизнеса в Школе бизнеса Гойзуета при Университете Эмори в Атланте, который специализируется на международной торговле и финансах, и вот уже несколько десятилетий наблюдает за UPS.

Статус первопроходца помог UPS запустить замкнутый круг успеха, когда крупные размеры позволяют эффективнее доставлять грузы во множество локаций. Такая эффективность дает возможность снижать цены на свои услуги и расширять долю рынка, что в свою очередь обеспечивает дальнейшее укрупнение, поясняет эксперт.

раст2
РУЛЕВОЙ: Главу UPS Дэвида Эбни называют воплощением “американской мечты”: работу в компании он начал 43 года назад с позиции грузчика
Вежливые посыльные

Cегодня у UPS огромный парк машин для доставки: сто с лишним единиц автомобильного транспорта и 650 собственных и арендованных самолетов. Однако 110 лет назад, когда двое юных предпринимателей-курьеров из Сиэтла на северо-западе США решили организовать собственный бизнес, им приходилось рассчитывать лишь на собственные ноги и пару велосипедов.

В 1907 году 19‑летний Джим Кейси, сын ирландских эмигрантов, на тот момент уже успев поработать в нескольких курьерских службах, занял $100 и вместе со своим товарищем Клодом Райаном открыл фирму American Messenger Company. Главный и единственный офис своего предприятия товарищи организовали в подвале, посылки разносили в основном пешком, а для дальних расстояний пользовались велосипедом.

На услуги доставки в то время был немалый спрос, ведь всего за семь лет население города выросло с 80 тыс. до 200 тыс. Увеличились и расстояния, которые приходилось преодолевать для обмена сообщениями и передачами. Этим и воспользовались молодые предприниматели. Они расклеивали по городу рекламные листовки, в которых обещали жителям города “лучший сервис по самой низкой цене”.

Кейси и Райан работали круглосуточно без выходных — спали прямо в офисе фирмы, чтобы не пропустить ни одного заказа, и были крайне вежливы в общении с клиентами.

В итоге сервис доставки заслужил хорошую репутацию среди горожан, и к 1912 году в этой компании уже работали 100 сотрудников, а офис переместился в более удобную локацию в центре Сиэтла.

В следующем году партнеры приобрели первый служебный автомобиль, затем — несколько мотоциклов и переориентировались на доставку грузов в розничные магазины. А к 1919 году их бизнес вышел за пределы Сиэтла, и возглавленная Кейси компания получила свое нынешнее название — United Parcel Service.

С появлением автопарка бизнесмены задумались о фирменном цвете для своих машин. Кейси предложил броский желтый, а его партнер возражал: по его мнению, чтобы автомобили всегда выглядели чистыми, их лучше красить в коричневый. Так появился логотип компании — желтый на коричневом фоне, этот же цвет получили автомобили UPS, а слово brown (коричневый) стало ее вторым неформальным именем.

В 50‑е годы компания начала претендовать на право доставки грузов как для частных лиц, так и для компаний по всей Америке. Это сделало ее прямым конкурентом государственной почтовой службы, с которой на протяжении последующих 30 лет у UPS продолжались острые юридические баталии. Однако она победила, а с 1975 года еще и начала мировую экспансию. Вначале филиал компании появился в Канаде, затем — в Германии и других странах Европы.

В ноябре 1999‑го компания вышла на IPO, выставив на продажу 10% своих акций. Размещение превысило $5 млрд, что на тот момент стало рекордным для американской биржи. А спустя 15 лет UPS удалось занять лидерскую позицию на рынке, обойдя компанию DHL, которая долгие годы оставалась ее главным конкурентом.

раст3
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ: Через сто лет модернизации UPS вернулась к велосипедным доставкам: в нескольких американских городах почтальоны оседлали трехколесные электробайки
Японский менеджмент для американцев

Вырастить из маленькой службы доставки лидера глобальной транспортной отрасли сиэтльским предпринимателям помогли пунктуальность, честность и уважение к клиентам, считают нынешние сотрудники UPS и отраслевые аналитики.

“UPS построила внутреннюю систему, которая стимулирует операционное совершенство и постоянные улучшения”,— говорит Эдвард Хесс, профессор бизнес-администрирования в Дарденской школе бизнеса при Университете штата Вирджиния, США.

К тому же здесь умеют применять аналитику для более эффективного использования ресурсов и поддерживают сильную корпоративную культуру, дополняет его Розенцвейг.

Эксперт подчеркивает, что немало сотрудников посвящают работе в этой компании всю свою жизнь.

Иллюстрацией кадровых традиций организации служит ее нынешний глава — Дэвид Эбни, которого Розенцвейг называет “примером американской мечты”. Эбни родился в небогатой семье страхового агента и домохозяйки в небольшом провинциальном городке Гринвуд на юго-востоке США. А в UPS он попал в 1974 году, будучи 19‑летним студентом государственного Университета Делта в Кливленде: ему понадобились деньги, чтобы платить за обучение и водить на свидания любимую девушку Шерри.

Эта компания была пионером в использовании новых технологий для повышения продуктивности
Джефф Розенцвейг,
профессор глобального бизнеса в Университете Эмори, США

Ночью Эбни загружал в грузовики посылки, а днем отсыпался в перерывах между занятиями по предпринимательству. Усилия влюбленного студента были ненапрасны — Шерри вышла за него замуж, и этот брак продолжается по сей день.

После окончания учебы, когда многие сокурсники Эбни устроились на престижные должности, тот решил остаться на своем рабочем месте. Как позднее признался он сам, тогда его восхищала способность компании за счет отлаженной командной работы своевременно доставлять посылки по всей стране и за ее пределы.

Вскоре молодого выпускника повысили до позиции водителя, а затем — супервайзера. На протяжении 40 лет он постепенно поднимался по карьерной лестнице и в 2014 году получил пост главы компании. Теперь он делится своим опытом с подчиненными и будущими руководителями.

Розенцвейг преподает в том же городе, где находится штаб-квартира UPS, и часто приглашает Эбни прочесть лекцию для своих студентов программы MBA. “Как и все главы UPS, которых я встречал за 30 лет своей профессорской деятельности, Дэвид скромный”,— улыбается Розенцвейг.

По его наблюдениям, все управленцы UPS похожи на японских руководителей: они растут вместе с компанией и набираются опыта в одной индустрии вместо того, чтобы менять места работы и сферы деятельности для получения личной, материальной выгоды, как это часто происходит в западном мире.

К тому же в UPS хорошо построена система внутреннего обучения и карьерного роста. “Это ориентированная на сотрудников компания”,— утверждает Хесс. Продвижение по службе является частью ее официальной политики. Кроме того, у многих сотрудников есть возможность стать акционерами компании.

раст1
СИЛА СКОЛЬЖЕНИЯ: Контейнер с посылками UPS весит до 900 кг, но по покрытой роликами платформе его передвигают всего несколько человек
Назад в будущее

С активизацией интернет-торговли для сервисов доставки открылось новое окно возможностей, их география расширилась, а скорость работы возросла. В последнее время быстрая доставка все более востребована как со стороны компаний, так и среди частных лиц. В итоге транспортные компании увеличивают долю авиаперевозок и постоянно ищут новации, которые позволили бы им ускорить рабочие процессы.

В авангарде новых тенденций движется и UPS. “Эта компания была пионером в использовании новых технологий для повышения продуктивности”,— отмечает Розенцвейг.

Еще один тренд транспортной индустрии — инвайронментализм, основанный на идеях сокращения вредных выбросов и обращения к возобновляемым источникам энергии. Сегодня более 7 % всего автопарка UPS представлены автомобилями, которые работают на альтернативном топливе. А в 2008 году компания по сути вернулась к своим истокам, когда наняла для доставки в нескольких городах США и Канады, в том числе Вашингтоне и Ванкувере, велосипедистов.

“UPS делает значительные инвестиции, чтобы стать глобальным лидером в использовании альтернативных видов топлива и повысить свою экологическую устойчивость”,— очерчивает новые цели компании Розенцвейг.