Мировоззрение. Глобализация

Город с душой

За стенами Львова — великое прошлое, из-за горизонта уже видно его большое будущее

За стенами Львова  великое прошлое, из-за горизонта уже видно его большое будущее. Но в нынешнем урбанизированном мире реализуется немало идей, которые способны создать во Львове большое современное

Иван Свитек,
СЕО Альфа-Групп в Украине
(Альфа-Банк, Укрсоцбанк)

Н едавно, сидя в самолете, я решил посчитать, сколько в мире городов, где я жил и работал. Не просто посетил или провел там пусть даже месяц, а именно длительное время жил. Вышел список из десяти городов: Прага, Вена, Лос-Анджелес, Вашингтон, Дублин, Фонтенбло, Сан-Паулу, Москва, Лондон, Берлин. Такое мое "городоведение".

А вот мой папа профессионально занимался планированием городского пространства. Сначала в Чехословакии, потом в США. В семье он всегда обсуждал свои идеи относительно того, как должен развиваться город. И эти разговоры плюс собственный опыт выкристаллизировали мое представление о правилах формирования современных полисов.

Итак, лично для меня Львов  это типичный центральноевропейский город. Когда я приехал сюда впервые, сказал: "Вау, это как Прага". Львов также напоминает мне и польский Краков. Вероятно, поэтому я чувствую себя во Львове как дома. Есть города, поражающие монументальностью. Как например Вашингтон. Или эффективностью. Ближайший для меня пример  Перт, город в Западной Австралии. В нем реально все устроено для комфорта местных жителей. Есть города, которые поражают своим историческим наследием. Это Прага и, конечно, Львов.

Итак, каждый город, когда планирует свое развитие, должен сделать по крайней мере два акцента: первый  максимизировать то, что ему подарила история, второй  подарила география.

Исторически Львов развивался под влиянием самых разных культур и стран. Этим грех пренебрегать. Львов имеет удивительную религиозную историю, историю конфликтов и тому подобное. Если бы мой отец вдруг оказался во Львове, он сказал: прежде всего надо сохранить то, что уникально.

В то же время рядом с древним должно возникнуть что-то модернове. Новые офисные здания, торговые центры. Чтобы эти эпохи между собой конкурировали. Такая архитектурная эклектика украшает многие города в Европе, в частности Лондон. Здесь на одном берегу Темзы стоит средневековая крепость Тауэр, а напротив нее — суперсовременное сооружение мэрии из стекла и бетона. И они гармоничны рядом.

Лучший пример развития для Львова — это даже не Прага, на которую более или менее похожа столица Галичины. Лучший пример — Вена. Ведь там, в отличие от Праги, сохраняют локальную жизнь. Важно, чтобы толпа туристов не выжала его. То, что Прага сделала ставку на туристов, — ошибка.

Еще один хороший пример для подражания — Берлин. Он стал городом-стартапом для креативного класса, для художников. Он привлекает людей, которые стремятся что-то там творить и является, наверное, самой технологически креативной площадкой после Лондона.

Львов, несомненно, способен стать украинской столицей стартапов. Конечно же, для этого понадобятся инвесторы, маркетинговая поддержка, IT. Это требует усилий и ресурсов. Но это уже происходит - сегодня город ярко проявляется благодаря креативным идеям. Меня, например, поразил установленный на одной из маленьких площадей велогенератор. На него можно сесть, покрутить педали и сгенерировать достаточно электроэнергии, чтобы подзарядить свой гаджет. Браво, Львов! Это суперкреативно.

А как же красиво обыграна легенда с Леопольдом фон Захер-Мазохом!

Львов, несомненно, способен стать украинской столицей стартапов

Также во Львове хорошо решена проблематика пространства вокруг центра. Улицы, парки и площади полностью принадлежат пешеходам, а не автомобилям. Здесь реализовано немало классных идей: навигация по городу, удобные указатели на перекрестках, туристические центры с англоязычными картами. В этом смысле львовянам еще есть на кого равняться среди европейских столиц (на ту же Прагу), но в Украине, пожалуй, в этом сегменте Львову нет равных.

Как иностранцу и гостю, хотелось бы видеть, что местная община уделяет больше внимания объектам старины. Мне пришлось работать в Ирландии, и я был поражен тем, как бережно в Дублине относятся к старым домам, церквям и прочему. Без должного внимания эти объекты превращаются в руины, вроде тех, что я видел в Бразилии.

Еще одна важная деталь, которая может помочь или, наоборот, помешать городу в развитии, — это транспорт. Краков, ключевой туристический конкурент Львова в Восточной Европе, сверкает новыми трамваями, в которых принимают безналичную оплату. Львов способен такие трамваи производить самостоятельно. Но почему-то большую часть автопарка составляют старые чешские вагоны. Иногда добраться в отдаленные районы можно разве что на такси или на безумном украинском транспорте с невероятным для иностранца названием — маршрутка.

Кстати, о безналичных расчетах. Даже уличные вендоры в Париже, Стокгольме и Варшаве часто оборудуют свои палатки бесконтактными терминалами оплаты. А кафе принимают безналичные чаевые. Украинские банки готовы, а вот вендоры и рестораторы так до сих пор и не поймали эту идею за хвост. Хотелось бы видеть больше понимания с их стороны — насколько это удобно для потенциальных гостей и выгодно для бизнеса!

Так или иначе, но Львов — это город с душой. Его иногда критикуют, но, как говорят у нас в Чехии, kdo nic ne dělá, nic nezkazí — кто ничего не делает, тот ничего и не испортит.