Страна. Экспоцентр перемен

Парк бизнеса и отдыха

Через 40 лет столичная ВДНГ станет местом, куда человек впервые заходит ребенком, а выходит оттуда взрослым

Столичная ВДНГ станет местом, куда смогут ходить как дети — в школу и игровые зоны, так и взрослые — чтобы создать собственный успешный бизнес. Все это будет, но не сразу, а через 40 лет

 

Галина Корба

 

 

Марина Матросова, арт-директор столичного комплекса ВДНГ, уверенно разъезжает на мини-байке по внушительной территории бывшей “совковой” Выставки достижений народного хозяйства. На ее пути встречаются монументальные здания с колоннами у центрального входа, обветшалые хозяйственные корпуса в глубине территории и густой парк, больше напоминающий лес. Но Матросова, показывая на все это, говорит об ином: как в ближайшие десятилетия изменится Киевский экспоцентр, пятый по величине объект такого типа в мире, по площади равный половине города-курорта Трускавец.

Арт-директор то и дело притормаживает в определенных точках и рассказывает: здесь будет школа, образовательные центры. А тут — Музей науки, современные выставочные павильоны, конференц-зал на 5 тыс. человек. Очередная остановка — и продолжение рассказа: это, мол, место под поля для мини-футбола и искусственное озеро с релакс-зоной в лесной чаще.

Она успевает описать далеко не все из того, что новое руководство государственного предприятия ВДНГ — а несмотря на прогрессивный менеджмент и смелые планы, комплекс остается в собственности государства,— планирует разместить в существующих или заново построенных помещениях.

Все планы исчерпывающе описаны в концепции развития комплекса на следующие четыре десятка лет, которую топ-менеджмент ВДНГ разрабатывал с привлечением профессионалов на протяжении последнего года.

Новации кардинально преобразят бывшую выставку, которая последние пару лет и так переживает невиданную в своей истории реновацию. “Мы не можем изменить все ценности в стране. Но можем стать моделью для изменений,— говорит Евгений Мушкин, гендиректор ВДНГ.— Это лучший вклад в будущее. Именно поэтому мы осмеливаемся говорить о планах на 40 лет вперед”.

Причем государству вся эта “модель для изменений” не будет стоить ни копейки — заплатят частные инвесторы и бизнес-парт­неры. По планам Мушкина и его команды, в ближайшие десятилетия ВДНГ должна привлечь от $ 350 млн до $ 500 млн. Этого хватит, чтобы преобразовать бывшую выставку в “город в городе”: место, где будут соседствовать зоны образования и инноваций, бизнеса и выставок, спорта и отдыха, искусства и развлечений.

Быстрый старт

На протяжении 24 лет ВДНГ являлась примером неэффективного госуправления в худших советских традициях. На территории в 286 га царило запустение, из 180 зданий большинство использовались неэффективно или вовсе простаивали. Здесь не было ни отопления, ни даже общественных туалетов.

Изменения начались летом 2015‑го, когда “убитое” госпредприятие возглавила команда шоумена и бизнесмена Максима Бахматова. Новые менеджеры своими неожиданными проектами буквально вдохнули жизнь в умирающего советского монстра. И тот год ВДНГ впервые закончила с прибылью — 965 тыс. грн. А в 2016‑м эта сумма выросла в два с половиной раза — до 2,5 млн грн.

Весной 2017‑го эстафету реформ у Бахматова подхватил новый менеджмент — команда Мушкина.

В итоге за два года из места для праздных прогулок на свежем воздухе ВДНГ стала центром идей, активного отдыха и ярких культурных событий. Здесь открылся бассейн, центр робототехники, летний кинотеатр, контактный зоопарк, парк качелей и KyivSmartCityHub — место для проведения лекций, тематических встреч, разработки инновационных городских проектов. Комплекс отказался от газа и перешел на биотопливо.

Теперь круглый год в бывшем экспоцентре, который ранее в период с октября по апрель практически вымирал, проводят различные массовые мероприятия. Самыми нашумевшими стали культурно-развлекательные действа, подготовленные в парт­нерстве с компанией StarLight Entertainment (SLE), входящей в медиагруппу StarLightMedia бизнесмена Виктора Пинчука. Мушкин ранее как раз и руководил SLE.

Благодаря этой компании на ВДНГ появился проект Зимова країна с горками, катками, собачьими упряжками и даже резиденцией Деда Мороза, а также шоу Вартові мрій и Дім таємничих пригод, для которых оборудовали целый концерт-холл на базе трех павильонов.

С ВДНГ теперь ассоциируется также самый масштабный музыкальный фестиваль Украины — Atlas Weekend, который здесь проводят второй год подряд. И если в 2016‑м мероприятие собрало 150 тыс. слушателей, то в этом — уже примерно 350 тыс.

В целом за прошлый год комплекс посетили более 1 млн человек. А в нынешнем, по прогнозам топ-менеджмента, будет уже 1,5 млн посетителей.

Но все это — еще цветочки в сравнении с потенциальными возможностями комплекса. Над их реализацией сейчас и колдует команда Мушкина.

Вперед и с песнями

Интерьер административного здания, где размещается нынешнее руководство ВДНГ, больше напоминает офис IT-компании, чем типичное госучреждение: все здесь сделано в модном стиле лофт.

На столе самого Мушкина — творческий беспорядок: много карт и планов того, во что комплекс превратится в ближайшем будущем.

Всю территорию разделят на восемь функциональных зон. У входа посетителей встретит облагороженная парковая территория. В центральных павильонах разместится арт-кластер со сферическим кинотеатром, концерт-холлом и общественными пространствами.

На севере Мушкин и Ко планируют сконцентрировать образовательный сектор: школу с новыми стандартами образования, филиал какого‑нибудь ведущего мирового университета и учебные центры. Переговоры с потенциальными партнерами, которые смогут реализовать здесь инновационные образовательные модели, уже идут. Школу, в частности, запустят в 2018 году: она будет частной, но, как уверяет руководство ВДНГ, средней ценовой категории.

Гордость авторов концепции — Музей науки: его до 2021 года разместят в одном из центральных павильонов. Подобный ему музей NEMO в Амстердаме, где с помощью экспонатов показано, как устроен мир, пользуется огромной популярностью.

Нынешнюю территорию леса сохранят, добавят лишь освещение, дорожки, элементы ландшафтного дизайна.

Побольше амбиций

Успешных примеров подобных мультифункциональных комплексов, которым должна стать ВДНГ, в мире достаточно. В частности, Миллениум-парк в центре Чикаго: всего 10 га, а там разместились театр, фонтаны, велоклуб и бизнес-центры. Годовая посещаемость — около 25 млн человек.

Такой поток посетителей на украинской ВДНГ вряд ли возможен. Но потенциал прироста к нынешним 1,5 млн в год есть, и значительный: строительство одного только нового выставочного центра позволит удвоить число посетителей.

По подсчетам нынешнего топ-менеджмента, финансировать масштабные планы за счет частных инвестиций вполне реально. И вложения, которые будут заходить в комплекс, позволят ежегодно строить от 3 тыс. до 12 тыс. кв. м. площадей или облагораживать от 7,5 га до 30 га территории. “То есть денег от инвесторов достаточно, чтобы каждый год методично, планомерно приводить эту территорию в порядок”,— резюмирует Мушкин.

Концепция развития ВДНГ на 40 лет вполне реализуема, признает Константин Колесников, координатор Киевского стратегического сообщества, член Национального союза архитекторов Украины. Правда, учитывая потенциал комплекса, размаха ей, мол, не хватает. “Пока эта концепция не столько о будущем, сколько о том, как сделать ВДНГ успешным бизнес-проектом. В этом нет ничего плохого, это тоже жанр,— говорит Колесников.— Но по смыслу это должны быть амбиции уровня Кремниевой долины”.

1

ГОРОД В ГОРОДЕ: Марина Матросова, арт-директор ВДНГ, говорит: они планируют создать здесь замкнутую эко-систему

2

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: Через десяток лет лишь отдельные исторические павильоны будут напоминать о прошлом ВДНГ (на фото — проект)

фотозаг

ЗДЕСЬ БУДЕТ САД: Евгений Мушкин, гендиректор ВДНГ, намерен постепенно превратить бывшую советскую выставку в место, где будет все и сразу — от бизнес-парка и школ до спортивных площадок

За его зеленой стеной спрячется спортивная зона. Здесь уже сейчас работает школа верховой езды, а в будущем появятся спортивные площадки, поля для регби и мини-футбола.

На той части территории ВДНГ, что расположена вплотную к проспекту Глушкова, нынче гремит и сверкает огнями сектор развлечений. Здесь и дальше будут проводить масштабные акции и фестивали вроде Atlas Weekend. А к 2026‑му выстроят современный конференц-центр с отелем на 5 тыс. посетителей. Еще через десять лет в этой зоне появится еще и мультифункциональная арена на 20 тыс. человек.

На территории комплекса возведут и деловой кластер с бизнес-кампусом — он станет основой деловой зоны. А рядом построят новый выставочный центр.

“По сути, мы делаем замкнутый цикл,— Матросова подводит общий итог всей масштабной идее преобразования ВДНГ.— Маленький ребенок приходит в образовательный кластер, развивается как личность c помощью спорта, искусства, ярких событий. А затем взрослым попадает в бизнес-кластер, чтобы создавать что‑то самому”.

инфографика

Все материалы номера