Бизнес. Ребрендинг Мариуполя

На приморском направлении

Активисты и местные власти Мариуполя превращают прифронтовой индустриализированный город в центр фестивалей, пляжного отдыха и туризма
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Активисты и местные власти Мариуполя взялись за невероятный эксперимент — они превращают прифронтовой и сильно индустриализированный город в центр фестивалей, пляжного отдыха и туризма

 

Екатерина Шаповал,
фото Александр Медведев,
Киев — Мариуполь — Мангуш — Киев

 

 

Еще год назад новости из южного сектора зоны АТО начинались со слов: “На мариупольском направлении…” Теперь же все выглядит немного не так: вместо “мариупольского” в сводках фигурирует “приморское направление”.

И это случилось не потому, что линия фронта сильно изменила свое расположение на карте — перемены инициировали представители горсовета Мариуполя. “Мы специально просили журналистов писать “приморское”,— поясняет Елена Махова, пресс-секретарь городского головы Мариуполя Вадима Бойченко. В итоге даже в сводках пресс-центра АТО это новшество прижилось, хотя с офицерами Генштаба чиновники мэрии не общались.

Всего одно слово — это мелочь. Но оно раскрывает новую городскую идею: местные власти пытаются сократить число упоминаний города в контексте военных действий. Да, до линии фронта отсюда — лишь два десятка километров. Но в мэрии хотят подчеркнуть: Мариуполь — не только прифронтовой, но и спокойный приморский город. И он готов принимать туристов со всей Украины.

Развитие трэвел-потенциала — одна из стратегических целей, которую здешние власти определили для себя на период 2017–2021 годов. С помощью туризма, который ранее не развивали вовсе, городской голова и его подчиненные пытаются диверсифицировать региональную экономику. Ранее она полностью основывалась на металлургии: такие промышленные гиганты, как меткомбинат им. Ильича, Азовсталь, Азовмаш, определяли всю жизнь Мариуполя. В 2016‑м 77,6% поступлений в горбюджет обеспечили именно подобные предприятия, большая часть которых принадлежит холдингу Метинвест миллиардера Рината Ахметова. Собственно, и сам Бойченко — выходец из этой структуры.

Туризм же, как надеются чиновники, подтолкнет к развитию мелкий и средний бизнес, который сейчас наполняет бюджет лишь на 7,5% и 14,9% соответственно.

И это еще не все. “Туризм является стимулом для развития самого города,— считает Юрий Кампов, генеральный директор Фонда развития Мариуполя (ФРМ).— Мы хотим, чтобы он становился красивее и чтобы здесь было комфортно”.

От Google до башни

“Мы собираемся поменять фокус [в сознании людей],— говорит Александр Кочурин, управляющий делами горсовета Мариуполя.— От населенного пункта—милитари — на город, в котором кипит интересная жизнь и можно весело проводить время”.

В самом Мариуполе почти ничего не напоминает о войне. И это же ощущение “мирности” пытаются донести до всей Украины муниципальные власти. Например, с помощью инструментов поисковой оптимизации они заменили в Google изображения города. И если раньше при вводе слова Мариуполь поисковик выдавал картинки разрушений и обстрелов, то теперь — вполне мирные изображения.

А в начале июля здесь — при поддержке муниципалитета — впервые провели фестиваль MRPL.CITY. Мероприятий такого масштаба в городе еще не было: за три дня на трех сценах выступили более 30 звезд первой величины из Украины, России и Голландии. В целом MRPL.CITY, отгремевший на побережье без каких‑либо эксцессов, посетили более 15 тыс. человек. Среди них — не только местная молодежь, но и киевляне, харьковчане и даже приезжие из оккупированных Донецка и Крыма.

Мы собираемся поменять фокус
Александр Кочурин,
управляющий делами городского совета Мариуполя

Теперь фестиваль, по словам Кочурина, выступавшего его организатором со стороны городских властей, планируют сделать ежегодным.

Еще одной приманкой, на которую здесь намерены “ловить” туристов, станут “магниты” — так здесь называют отреставрированные объекты—символы города. Один из них — старая водонапорная башня, построенная в 1905 году. До прошлой осени там располагались структуры горсовета. Сейчас же ее передали общественной организации и ремонтируют, чтобы в скором времени открыть для всех желающих. “На первом этаже будет информационно-туристический центр,— рассказывает Владислав Зайцев, сооснователь проекта Креативное пространство.— На втором — лекторий, на третьем — IT-кластер, на четвертом — музей, а на пятом — смотровая площадка”. Ревитализацию объекта профинансировали горсовет и Агентство США по международному развитию (USAID).

Лекторий работает уже сейчас: к примеру, недавно ФРМ организовывал там встречу представителей туристической отрасли города. По итогам встречи договорились создать Ассоциацию развития туризма, а также придумать и реализовывать стратегию того, как увеличить поток гостей со всей Украины.

Особняки и дороги

Основанный почти одновременно с Одессой в конце XVIII века, сегодня полумиллионный Мариуполь имеет немало памятников архитектуры и истории. Кроме водонапорной башни, в центре есть несколько старинных купеческих особняков, а также выполненный в готическом стиле дом врача Гампера. Кроме того, здание в стиле барокко, в котором некогда располагался НКВД, а во время немецкой оккупации — гестапо.

В эту архитектурную историю НВ окунает Ольга Демидко, заместитель главы общественной организации Фонд сохранения культурного наследия Мариуполя. Весной она вместе с другими волонтерами организовывала первый фестиваль Мариуполь туристический, во время которого проводила экскурсии для жителей города. Прогулки по историческим местам оказались востребованными: на каждую собиралось до сотни горожан.

“Земляки — наш первый клиент,— говорит Кампов из ФРМ.— Среди них 90% людей никогда не были в музеях”.

Красотами города он намерен увлечь не только их, но и еще одну интересную категорию людей, появившихся в городе в результате войны: делегатов международных организаций, которые еженедельно приезжают сюда для осмотра прифронтовых зон. Они, по мнению Кампова,— шанс для Мариуполя: иностранцы, кроме инспекции линии разграничения, часто желают также осмотреть город.

Чтобы этот процесс стал удобнее, ФРМ заканчивает изготовление информационных табличек, которые разместят возле исторических зданий. Всего планируют установить около полусотни таких конструкций.

Правда, многие интересные объекты требуют не столько табличек, сколько качественного ремонта. Они ветхие, закрыты вывесками и испорчены новыми надстройками. К примеру, тот же готический дом Гампера заселен, и отреставрировать его сложно. А оригинальный особняк судовладельца Регира и вовсе заброшен.

В отделе архитектуры города активистам говорят: найдете грант на восстановление — реставрируйте их, сетует Демидко. Но пока руки у нее дошли только до поиска средств на создание при местном кладбище, где есть склепы знаменитых горожан, историко-мемориального комплекса.
 

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДЕЛО: Группа мариупольских активистов, в частности Ольга Демидко (вторая слева), замглавы Фонда сохранения культурного наследия, и ее руководитель Юлия Сабадаш (вторая справа), пытаются "продать" туристам исторические места своего города
 
 
По словам мариупольского мэра Бойченко, в будущем город все же планирует проводить реставрацию исторических зданий. “Мы пригласили архитекторов из Львова: они сидят, чертят, рассчитывают, сколько это будет стоить”,— рассказывает градоначальник.

Кроме этого, мол, власти привлекли к разработке исторической, культурной и спортивной философии города реформаторов киевского комплекса ВДНГ — Максима Яковера и Максима Бахматова.

В Мариуполе уже занялись инфраструктурой: восстанавливают дороги и набережные. Собираются привести в порядок и городские парки. “Хочу, чтобы все хотели приехать в Мариуполь!” — эмоционально говорит Бойченко.

Но с “приехать” пока проблематично. В городе нет аэропорта — он занят военными. А путешествие по железной дороге из Киева длится 17–18 часов. Да и поездов немного: одесский, львовский и два киевских, к которым цепляют вагоны до других городов.

Скоростной состав, который мог бы исправить ситуацию, Укрзализныця запустить пока не может. Как заявил недавно Евгений Кравцов, первый замминистра инфраструктуры, это возможно разве что в перспективе трех–пяти лет.

Пляжи надежд

По мнению Евгения Ворожбита, председателя Ассоциации турорганизаций Мариуполя и Приазовья, есть еще одна категория туристов, на которых может рассчитывать промышленный город,— это те, кто приезжает на море — в поселки на Азовском побережье. “За две недели лежания на пляже эти люди заедут в Мариуполь потратить деньги, посидеть в ресторане, погулять, что‑то купить и так далее”,— говорит он.

Однако сейчас таких “отпускников” стало намного меньше, чем в довоенные времена. До 2014‑го туркомпания Спутник Ворожбита за сезон размещала на прибрежных базах 3–5 тыс. человек. В этом году, по его прогнозам, ожидается не более тысячи.

Страх перед боевыми действиями — вот что отпугивает потенциальных туристов, рассказывает Дмитрий Черница, глава райгосадминистрации в Мангуше — поселке в 15 км к западу от Мариуполя. По его оценке, если до войны на пляжах в прибрежных поселках района в целом отдыхало до 0,5 млн человек, то сейчас — вполовину меньше. Притом что здешние цены низкие, а зона боевых действий находится в полусотне километров к востоку.

В Мангуше близость боевых действий почти не ощущается: тут редко встретишь людей в военной форме, зато работают десятки летних кафе под зонтиками.

Все так же, как и в Мариуполе,— спокойно и мирно.

“Приезд туристов мог бы стать пусть небольшой, но поддержкой городу”,— заключает Юлия Сабадаш, глава Фонда сохранения культурного наследия Мариуполя. О том, как сильно стараются власти и активисты, чтобы привлечь в город гостей, она может говорить долго. Но резюме у нее короткое и емкое: факт того, что Мариуполь — это Украина, уже даже не обсуждается. Осталось доказать, что город может быть туристическим центром.

фото
ЗАВОДСКАЯ ИСТОРИЯ: Вид с верхней площадки водонапорной башни доказывает, что главное в городе — все-таки промышленные объекты
фото1

МАРИУПОЛЬСКИЙ МАГНИТ: Владислав Зайцев, сооснователь проекта Креативное пространство Вежа, занимается восстановлением исторической водонапорной башни в центре

фот3
ВСЕ НА ПЛЯЖ: Александр Кочурин, управделами горсовета, доволен тем, что Мариуполю удалось собрать у себя фестиваль MRPL.CITY