Мир. Большой индийский бизнес

Ход слоном

Индия движется к мировому лидерству по количеству транснациональных корпораций и готовится обойти напористый Китай

Индия движется к мировому лидерству по количеству транснациональных корпораций и готовится обойти напористый Китай. Ежегодные инвестиции индийских бизнес-гигантов в зарубежные активы составляют десятки миллиардов долларов

    

Анна Павленко

     

   

Вначале января на открытой площадке Индийского технологического института (IIT) в Харагпуре не было где яблоку упасть. Собравшиеся здесь 3,5 тыс. студентов ждали встречи с самым известным выпускником своего вуза — 43‑летним Сундаром Пичаи, который теперь стал боссом глобального технологического гиганта Google.

Это было первым возвращением Пичаи в IIТ, который он окончил в 1993 году, а затем переехал в США, чтобы учиться в Стэнфордском университете.

Сегодня топ-менеджер Google — один из плеяды успешных индийцев, которые занимают ключевые должности в крупнейших компаниях мира. Среди них — глава Microsoft Сатья Наделла, генеральный директор PepsiCo Индра Нуйи и президент MasterCard Аджайпал Сингх Банга.

К тому же в последние десятилетия Индия не только обеспечивает первостатейными кадрами иностранные корпорации, но и все больше строит собственные мультинациональные компании.

“В [ближайшие] 5–10 лет мы увидим, как из Индии выйдут крупные глобальные компании по разработке программного обеспечения, и это станет для нас привычным”,— заявил Пичаи, выступая перед студентами.

Мировой успех ждет не только индийские IТ-компании, но и фармацевтов, а также представителей тяжелой промышленности и рынка FMCG (товары повседневного спроса), считают эксперты. Уже сейчас корпорации с индийской пропиской из года в год занимают все больше мест в рейтингах самых крупных и быстрорастущих компаний мира.

Так, в списке Asia300, который в июне опубликовало авторитетное деловое издание Nikkei Asian Review, из 30 лидеров 10 оказались индийцами, опередив по численности представителей Китая и Юго-Восточной Азии. Более того, индийцы закрепили за собой три из первых пяти позиций рейтинга, хотя в прошлом году не попали даже в топ-10.

“Наступил звездный час для индийских компаний”,— констатировали составители рейтинга.

Лидерство Индии подтверждают капиталовложения ее компаний: сегодня индийские бизнесмены только на сделки слияния и поглощения тратят более $ 60 млрд в год. В итоге аналитики международной консалтинговой и аудиторской корпорации PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что к 2024 году Индия станет чемпионом среди развивающихся стран по количеству мультинациональных компаний, которых здесь будет на 20% больше, чем в Китае.

По мнению специалистов, на руку индийскому бизнесу играют целая армия дешевой квалифицированной рабочей силы внутри страны и большая диаспора за ее пределами, а также курс на экономическую либерализацию и развитие предпринимательства нынешнего премьера Нарендры Моди.

Сегодня индийскими компаниями управляют амбициозные лидеры, часто с американским или британским образованием, дополняет Нирмалья Кумар, профессор маркетинга в Лондонской школе бизнеса, заслуженный научный сотрудник Института изучения развивающихся рынков ведущей французской бизнес-школы INSEAD.

“Они много путешествовали и хорошо знают английский язык, что позволяет им с легкостью расширять свой бизнес за рубеж”,— отмечает он.


С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ: Впервые посетив Индию в качестве главы Google, Сундар Пичаи заявил о планах компании расширять доступ в интернет для сельских регионов страныКак только кто-то один запускает операции за рубежом, другие игроки той же индустрии быстро за ним повторяют

С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ: Впервые посетив Индию в качестве главы Google, Сундар Пичаи заявил о планах компании расширять доступ в интернет для сельских регионов страны


Волны глобализации

В июне 2017‑го ArcelorMittal, компания, принадлежащая второму богатейшему индийцу Лакшми Митталу, выиграла право на приобретение итальянского Ilva, крупнейшего в Европе сталелитейного завода, национализированного после банкротства двумя годами ранее. За этот актив индийцы заплатят € 1,8 млрд и до 2023 года обязуются вложить в его развитие еще € 2,4 млрд.

Поглощения — излюбленный сценарий зарубежной экспансии индийских компаний, добившихся успеха на домашнем рынке. Так, еще в 2006 году корпорация Миттала стала крупнейшим в мире производителем стали после того, как за $ 27 млрд приобрела европейскую Arcelor. Годом ранее ее немецкая дочерняя компания выиграла конкурс на покупку украинской Криворожстали.

Сегодня ArcelorMittal обеспечивает работой 200 тыс. человек в 60 странах мира. Компания занимает 216‑ю строчку в рейтинге Global 2000 крупнейших публичных компаний по версии американского издания Forbes.

Стальной гигант — не единственная корпорация индийского происхождения с неуемным аппетитом к зарубежным активам. Не сбавляет темпов в освоении новых рынков и промышленная Tata Group.

Полгода назад ее подразделение Tata Communications стало крупнейшим акционером голландской телекоммуникационной компании Teleena после того, как приобрело 35% ее акций. Такую инвестицию в компании назвали частью долгосрочной стратегии по развитию мобильных и интернет-сервисов.

А десятилетие назад Tata заявила о себе миру, совершив сразу две знаковые сделки — купила британско-нидерландскую Corus за $11 млрд, а затем за $ 2,3 млрд приобрела у американской Ford Motor Company британские марки Jaguar и Land Rover.

Еще одну точку над “i” на мировом рынке автомобилестроения индийцы поставили в 2010 году: индийская Mahindra & Mahindra заплатила $ 368 млн за контрольный пакет акций корейской SsangYong Motor Company.

Вести бизнес за пределами родины индийцы начали, еще будучи членом Британского содружества наций. Тогда они покупали производственные и перерабатывающие предприятия преимущественно на территории африканских и азиатских колоний Великобритании. К 1976 году в распоряжении индийских бизнесменов находились 133 иностранные компании, а к 1991 году их число выросло до 300.

Как только кто-то один запускает операции за рубежом, другие игроки той же индустрии быстро за ним повторяют
Нирмалья Кумар, профессор маркетинга в Лондонской школе бизнеса

Однако тогда рост частных компаний в Индии сдерживался, чтобы не допустить наращивания ее экономической мощи. И только с либерализацией частного капитала в 90‑х мультинациональные корпорации стали приобретать все более значимую роль в индийской экономике.

Начиная с 1991 года политика открытости заставила индийские конгломераты вступить в конкуренцию с другими глобальными компаниями, отмечает Жан-Жозеф Буайо, специалист в области крупных развивающихся экономик, советник бизнес-клуба при французском центре исследований международной экономики CEPII. Именно тогда в стране улучшились условия для прямых иностранных инвестиций, зарубежные компании стали вкладывать деньги в индийские активы, а управляющие советы местных семейных бизнесов начали пополняться профессиональными менеджерами.

К началу 2000‑х индийская промышленность подтвердила свою способность соответствовать мировым стандартам, говорит Тридивеш Сингх Майни, политический аналитик из Нью-Дели, сотрудник Глобального университета Джиндал. Тогда же свои зарубежные офисы открыли индийские IТ-гиганты Infosys, TCS, Tech Mahindra.

Именно эта, третья волна международной бизнес-экспансии считается наиболее активной. Ей способствовали принятие в Индии закона о валютном регулировании, ослабление ограничений на инвестирование в зарубежные активы и упрощение доступа к международным финансовым рынкам.

В итоге с 2003 по 2012 год индийские компании инвестировали в расширение за рубежом более $ 344 млрд, подсчитывают в своем исследовании Индийский путь к глобальному росту аналитики международной консалтинговой компании Accenture. Значительная часть инвестиций отправилась в США, тогда как на поглощения и финансирование новых проектов в Европе — преимущественно Великобритании, Германии, Бельгии и Нидерландах — индийцы потратили $ 60 млрд, констатируют в Европейской индийской торговой палате (EICC).

фоторастяжка 1

НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ: Скоро одна из крупнейших индийских IТ-компаний Infosys с кампусом в лучших традициях Кремниевой долины будет на слуху не меньше, чем Lenovo или Samsung, считают эксперты

Козырные карты

В отличие от других азиатских стран, которые в своем развитии опирались на производственный потенциал, Индия постепенно наращивала сервисные индустрии. Сегодня именно сфера услуг обеспечивает более 45% ВВП страны, подсчитывают в Центральном разведывательном управлении США.

Особого успеха на глобальных рынках добились индийские IТ-компании, которые вначале зарекомендовали себя в странах Северной Америки, после чего расширили деятельность на регионы Латинской Америки и Азии.

Именно технологические компании, а также банки превалируют среди 58 индийских компаний, вошедших в рейтинг крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000. IТ-индустрия Индии фигурирует и среди наиболее перспективных для мировой экспансии отраслей.

В один ряд с ней эксперты ставят фармацевтику, металлургию, производство товаров FMCG и ювелирных изделий. “Здесь Индия имеет конкурентные преимущества и глубокий внутренний рынок”,— поясняет Буайо.

К примеру, индийский фармацевтический рынок — третий крупнейший в мире. А зарубежные продажи непатентованных лекарственных препаратов (дженериков), которыми Индия занялась еще в 80‑е годы, теперь составляют пятую часть глобального объема их экспорта. Начав с удовлетворения спроса развитых стран, индийские фармацевты заинтересовали рынки многих стран Азии, а также Африки и экс-СССР.

Неплохие шансы для расширения за рубеж есть у игроков и других индийских индустрий, которые прибыльно работают на домашнем рынке, уверен Кумар. И все потому, что они располагают наличными для расширения за счет покупки иностранных активов, поясняет он.

В пользу бизнесменов из Индии играют их управленческие таланты. По мнению экспертов, индийский рынок учит местных менеджеров работать в сложных условиях, и, попадая на понятное и прозрачное бизнес-поле развитых стран, они легко решают самые непростые задачи.

К тому же к выходу на международный уровень их подталкивает позитивный опыт соотечественников, которые ранее уже добились успеха на чужой территории. “Как только кто‑то один запускает операции за рубежом, другие [игроки] той же индустрии быстро за ним повторяют”,— делится наблюдениями Кумар.

Он также отмечает, что найти руководителей для своих иностранных предприятий индийцам просто за счет большой диаспоры. В ООН 16‑миллионную индийскую диаспору называют крупнейшей в мире.

Мощный кадровый ресурс вызревает и в самой Индии, где к 2025 году будет проживать четверть населения планеты трудоспособного возраста. Это будут высокообразованные, говорящие на нескольких языках и недорогие специалисты, прогнозируют в международной консалтинговой и аудиторской компании KPMG.

Зоны роста

Пока же Индия занимает невысокое 130‑е из 190 мест в рейтинге экономик по благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business, который ежегодно публикует Всемирный банк. По мнению составителей рейтинга, лучшие условия для предпринимателей созданы даже в Ливане, Никарагуа и Таджикистане

Впрочем, за последние два года страна улучшила свой результат на 12 позиций, чему немало способствовала политика правительства во главе с Нарендрой Моди. “Премьер-министр Моди предпринял серьезные усилия по поощрению культуры предпринимательства”,— подтверждает Майни.

Своей целью глава индийского правительства видит включение страны в топ-50 рейтинга Doing Business. Для этого он уже запустил программу Start-Up India, которая предполагает упрощение кредитования и оформления государственных разрешений для индийских компаний не старше семи лет и с годовым оборотом менее $ 3,9 млн. А также кампанию по развитию предпринимательства в сельской местности и среди женского населения.

Впрочем, индийским властям еще есть над чем работать. К примеру, начинающим предпринимателям и создателям стартапов по‑прежнему непросто получить кредит, отмечает Майни. Среди факторов, тормозящих экономическое развитие Индии, аналитики называют систему образования и гендерную дискриминацию.

В рейтинге стран по развитию человеческого капитала The Human Capital Report 2016 от Всемирного экономического форума Индия занимает 105‑е место — последнее среди стран Большой двадцатки. И все из‑за низкого уровня грамотности среди молодежи и невысокого процента работающих женщин.

В этой стране по сей день превалирует кастовая система, которая препятствует конкурентному отбору лучших идей и лучших сотрудников, а также иерархическая система менеджмента, связанная с концентрацией капиталов в руках отдельных индийских семей, дополняет Буайо.

Дешевый персонал долгое время служил залогом экономического успеха индийского бизнеса, но теперь компании должны сделать своим главным преимуществом точное понимание потребностей разных групп глобальных потребителей, считают аналитики Accenture. Для этого потребуется развивать инновации, добиваться операционной эффективности и научиться удерживать в своих компаниях иностранные таланты. Последнее пока дается индийцам с трудом.

Также им стоит отойти от стремления быть нацией соискателей и самим создавать рабочие места, отмечает Майни. “Для этого образовательные институты и родители должны работать над сменой образа мышления, самостоятельно государство с этим не справится”,— подчеркивает он.

Все материалы номера