Страна. Трансформация столицы

Столица людей

Как изменилась столица за последние пару лет и что будет происходить с ней дальше
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

В Киеве ударными темпами меняют общественные пространства. В итоге благодаря деньгам мэрии и давлению активистов Киев стал заметно более дружелюбным

 

Галина Корба

 

 

Будним вечером в киевском парке Наталка, открытом в мае этого года на Оболонской набережной, многолюдно. По мощеным дорожкам колесят велосипедисты и роллеры. Адепты более спокойного отдыха расстелили подстилки и организовали пикники на чистых газонах. Или же заняли — вместе с отпрысками — детские и спортивные площадки, беседки. Для синефилов здесь отдельное развлечение — летний кинотеатр.

Всего несколько месяцев назад всего этого не было. Было иное — заброшенное урочище у самого берега Днепра.

Теперь же сам киевский мэр Виталий Кличко назвал Наталку “золотым стандартом” для столичных общественных пространств, сравнив его с лондонским Гайд-парком.

Высокая оценка градоначальника неслучайна — столичные власти немало вложились в создание парка. И теперь готовы демонстрировать его, как наглядное подтверждение собственной успешности.

Впрочем, главными идеологами уникального для Киева проекта стали не власть имущие, а десяток неравнодушных горожан из общественной организации Парк Наталка. Союз очень разных людей — от профессиональных архитекторов до бизнесменов — три года шел к созданию парка мечты. “Когда мы начинали, здесь была мусорка и наркопритон. Ни скамеек, ни освещения,— вспоминает Наталья Чорногуб, глава правления организации.— Мы не знали ни одного представителя власти и с трудом заручались поддержкой местного населения”.

Активисты обивали пороги столичной мэрии и Оболонской райгосадминистрации, а также устраивали в запущенном парке акции и фестивали — лишь бы привлечь к этому месту побольше внимания.

И в итоге добились своего. Мэрия вложила 50 млн грн в реконструкцию первых 7 га из тех 42 га, которые занимает урочище. До конца года в полноценное общественное пространство превратят еще 19 га здешних зарослей. “Этот парк показывает, что можно самостоятельно наладить коммуникацию с властью и найти спонсоров,— говорит Игорь Шороп, глава организации Парк Наталка.— Гражданское общество стало сильнее и может донести нужды людей наверх. Это главная победа”.

Столичные жители все чаще заставляют местную власть обратить внимание на свои потребности. И под этим напором команда Кличко за последние два года ударными темпами совершенствует транспортную инфраструктуру и общественные пространства. В итоге город преображается: на месте снесенных МАФов появляются скверы, ремонтируются парки и территория вдоль набережных. В этом году мэрия намерена побить прошлогодний рекорд по ремонту автомобильных дорог, а на ближайшее будущее Кличко и Ко планируют большую реконструкцию Контрактовой площади и строительство новой линии метро на Троещину.

В большинстве случаев к обу­стройству общественных пространств администрацию города подталкивают активисты, но то, что мэрия готова на такой запрос ответить,— уже прогресс, уверен Александр Сергиенко из Института города. “У Киева есть уникальный природный ландшафт, который последние 100 лет использовался неэффективно,— говорит эксперт.— В то время как публичные пространства, парки и пешеходные улицы выгодны для экономики и нужны для общества. Это ответ на вопрос, для кого вообще этот город: для автомобилей или для людей”.

Для людей

С лета этого года Киев “забеременел” новым масштабным проектом: коммунальные власти изгнали с Контрактовой площади автомобили и МАФы. С августа все ее пространство плюс улица Сагайдачного, ведущая к Почтовой площади, стали пешеходными. А на месте прежнего хаоса киосков появился внушительный рекламный щит с подробным описанием плана реконструкции главной площади Подола.

Проект под названием Київ­ська вітальня группы столичных архитекторов победил на открытом конкурсе еще два года назад. Но его реализация стартовала лишь этим летом.

Пока транспортные ограничения здесь лишь тестируются — если все получится, власти обещают уже в этом году взяться за дело всерьез. Пространство Контрактовой озеленят, обустроят комфортные зоны публичного отдыха, перестроят выходы из метро. А еще реконструируют здание Гостиного двора, который Кличко пообещал вернуть в коммунальную собственность.

Все эти перемены нацелены не столько на туристов, сколько на самих киевлян. Именно такие стильные “тусовочные” места играют важнейшую роль в развитии общества, уверен Влодко Зотов, архитектор и соавтор проекта реконструкции Контрактовой. “Главная особенность тоталитарных государств — это отсутствие нормальных пабликов,— поясняет он.— Для становления общества важно, чтобы можно было выйти из дома и оказаться в комфортной среде, чувствовать себя человеком, отдыхать, заниматься спортом, а главное — коммуницировать с себе подобными”.

Гражданское общество стало сильнее
Игорь Шороп, глава ГО Парк Наталка

Изюминкой обновленной Контрактовой станет подземный археологический музей, где можно будет увидеть остатки древнерусского деревянного города, обнаруженного здесь археологом Михаилом Сагайдаком еще в 1980‑х, во время строительства метро. “Это единственный сохранившийся почти в идеальном состоянии город такого типа на глубине всего 12 м. Там есть улицы, дома, фундаменты. По ценности это равно Мачу-Пикчу”,— говорит архитектор Виктор Герасименко, еще один из авторов проекта реконструкции. Музей — дорогой и трудоемкий проект, поэтому он появится на площади в последнюю очередь, как вишенка на торте, добавляет архитектор.

Основные работы по реновации Контрактовой коммунальщики завершат к концу 2018 года, прогнозирует Владимир Прокопив, заместитель столичного мэра и секретарь Киевсовета. Сумму, которую потребуют новации, в мэрии пока не называют. Однако она точно будет немаленькой.

Все последние масштабные проекты благоустройства общественных пространств в столице обходились городской казне в миллионы гривен. В частности, фонтаны на Русановке, открытые в этом году, стоили 6 млн грн, а обустройство здешней набережной — еще 7 млн грн.

Осенью в Киеве стартует реконструкция Гидропарка, который Кличко уже пообещал сделать украинским Диснейлендом. На свой “мультяшный парк” город выделил 11 млн грн.

И этими тратами дело не ограничится. Летом 2017‑го в столице открыли первую очередь реконструированного парка Киото, а до мая 2018‑го власти собираются провести реконструкцию зеленой территории Владимирской горки. Кроме того, публичным пространством станет также первый этаж столичной мэрии с open space для посетителей, прозрачными кабинетами для встреч с чиновниками, детской комнатой и кафе. Площадь перед мэрией озеленят, поставят скамейки и информационные стенды о жизни города.

Двигаться легко

Впрочем, куда больше внимания столичные власти уделяют дорогам. Без развитой транспортной инфраструктуры достичь европейских стандартов Киеву не удастся, признают в городской администрации.

В 2016 году столичные власти капитально отремонтировали 200 км городских дорог из общих 1.660 км. По итогам 2017‑го в мэрии собираются превысить этот показатель, отремонтировав еще приблизительно 300 км. На это уже потратили около 0,5 млрд грн.

А впереди — большие планы. Мэрия хочет развивать трамвайный транспорт. Также там планируют построить новую развязку взамен обрушившегося Шулявского путепровода. А еще — создать большую кольцевую дорогу и до 2022 года закончить многострадальный Подольско-Воскресенский мост через Днепр стоимостью 7,5 млрд грн.

Впервые за последние четыре года мэрия вернулась и к теме метро. На правом берегу команда градоначальника планирует продлить существующие линии до Новобеличей и Виноградаря, открыть станцию Львовская брама и второй выход станции Вокзальная.

Но главное — перспектива соединить Троещину с цивилизацией: по словам Прокопива, город уже нашел инвестора, который выложит 50 млрд грн на создание Подольско-Выгуровской ветки (соединит Троещину с правым берегом и будет включать 14 станций). Деньги, мол, готова дать китайская компания China Railway International Group (CRIG). Дело за Кабмином: тот должен теперь заключить соответствующее межправительственное соглашение с Китаем.

“Проекты вроде строительства метро — дорогое удовольствие, но без этого никак,— говорит Сергиенко.— Это так же необходимо, как подача горячей и холодной воды”.

Реализовав все эти планы, команда мэра буквально вдохнет новую жизнь в город, уверены эксперты. Столица избавится от транзитных грузовых машин, станет более дружественной к пешеходам.

Равнение на низы

В плане развития инфраструктуры власть может похвастаться определенной системностью. Однако с общественными пространствами дело обстоит не так хорошо. Реконструкция отдельных парков и площадей — не часть целостной стратегии, а скорее точечные проекты, полагает Арсений Финберг, основатель туристического стартапа Интересный Киев. “Если бы в городе имелся серьезный план развития на 25–30 лет, было бы и четкое понимание, где и какие пространства должны быть, что и как нужно менять,— поясняет специалист.— Но у нас администрация не занимается глобальными вопросами, а скорее поддерживает низовые инициативы”.

Даже концепцию публичного пространства на первом этаже мэрии разработали активисты общественной организации Агенти змін, которая, по сути, разработала техническое задание для проекта.

Агенти змін отметились и другими важными инициативами по обустройству города. К примеру, на волонтерских началах создали самую подробную и полную карту основного городского транспорта в Киеве, которую уже два года использует метрополитен. “Агенты” разрабатывают и адресные таблички в едином стиле, навигацию в метро, на станциях городской электрички и самых популярных столичных велосипедных маршрутах.

Запрос общества на развитие общественного про­странства сумасшедший
Владимир Прокопив, заместитель мэра Киева

Эта же организация совместно с крупнейшим поисковиком недвижимости Lun.ua замахнулась на еще более масштабный проект — Киевский стандарт. Это набор рекомендаций для застройщиков и архитекторов: как строить жилые комплексы с готовыми общественными пространствами в виде уютных дворов, а не безликие каменные джунгли с бесконечными парковками. “Мы хотим доказать застройщикам, что делать правильно — экономически выгоднее, чем делать так, как сейчас,— поясняет активист организации Юрий Грановский.— Доказать покупателям, что незагроможденный машинами двор — это норма. И что его можно использовать как продолжение своей квартиры, а не как место, которое нужно быстро пробежать по дороге с работы домой”.

Мыслить подобным образом и замахиваться на схожие проекты у столичных властей пока не получается. Но Прокопив уверяет: это временно. Мол, на своей последней сессии Киевсовет обратился к парламенту с просьбой изменить закон о регулировании градостроительной деятельности. Если Верховная рада прислушается к этой идее, муниципальная власть сможет влиять на внешний вид строящегося жилья и прилегающей инфраструктуры. Это позволит не просто исправлять по мере возможности уже имеющиеся проблемы с публичным пространством в спальных районах, а сразу создавать готовые паблики и качественное жилье.

“Запрос общества на развитие общественного пространства сумасшедший,— говорит заместитель мэра.— Но у нас нет ревности, что инициативы поступают снизу. Мы гордимся этим и делаем все, чтобы этот запрос удовлетворять”.
раст1
НОВЫЙ ПОДОЛ: В процессе модернизации Контрактовая площадь и улица Сагайдачного (на иллюстрации) станут пешеходным общественным пространством
раст2
МЭРИЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ: Агенти змін вместе с властями придумали, как обустроить на первом этаже Киевсовета уютное общественное пространство (фото проекта)
раст3
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ: Соавторы проекта реконструкции Контрактовой площади Влодко Зотов (справа) и Виктор Герасименко (слева) уверены, что новые общественные пространства в городе — прямой путь к развитию общества
раст4
ПРОДА­ВИЛИ: Активисты ГО Парк Наталка добились, чтобы заброшенное урочище на берегу Днепра превратили в роскошный парк