Герои каптруда

Первые

Эксперты и журналисты определили 17 украинских бизнесменов, которые могут служить образцом для подражания

Эксперты и журналисты определили 17 украинских бизнесменов, которые могут служить образцом для подражания

 

Екатерина Шаповал, Галина Корба,
Андрей Юхименко, Мыкола Олиярнык,
Александр Пасховер

  

 

ВУкраине рейтинги бизнесменов учитывают размер их активов либо успешность их компаний. НВ в партнерстве с Bendukidze Free Market Center впервые в стране создал иной ренкинг отечественных предпринимателей: список людей, которые могут служить образцом для подражания.

Их всего 17 человек. Они не занимают первые строчки рейтинга самых богатых украинцев. Но все равно — они Первые.

Почти все они построили свой бизнес с нуля, а не благодаря приватизационным аукционам. Они создали компании, которые вдохновляют других. И сделали это настолько честно, насколько это было возможно в коррумпированной и неэффективной стране. А еще они открывали новые направления предпринимательства и развивали деловую среду. И теперь их пример может стать ориентиром для тысяч других бизнесменов.

НВ не только расскажет о всех 17, но и даст возможность каждому из них высказаться о принципах его работы, мотивации и взглядах на жизнь. Все это будет выходить в НВ раз в две недели в формате интервью, которые проведет Владимир Федорин, один из основателей Bendukidze Free Market Center.

Экспертами, которые помогли НВ и Bendukidze Free Market Center отобрать кандидатов на роль Первых, стали почти четыре десятка человек: представители бизнес-школ и международных организаций, инвестбанкиры, предприниматели. Каждый из опрошенных мог назвать троих претендентов, которые, по его мнению, могли бы служить образцом для подражания для отечественных бизнесменов. Итоговый список составлен из тех, чьи фамилии упоминались в ответах чаще всего.

А еще на сайте nv.ua можно будет голосовать за одного из Первых. После этого редакция определит троих Первых, наиболее симпатичных читателям.

Инфографика

 
Вячеслав Климов, Владимир Поперешнюк

42 и 42 года, совладельцы группы компаний Нова Пошта

Количество сотрудников: более 23 тыс.

    

За последние десять лет в Украине появилось не так уж много брендов национального масштаба. Один из них — Нова Пошта (НП), созданная в начале 2000‑х партнерами Вячеславом Климовым и Владимиром Поперешнюком.

Сегодня эта компания осуществляет экспресс-доставку грузов в 97% населенных пунктов Украины, опережая по этому показателю всех остальных. Компания стала настоящим толчком развития для тысяч бизнесменов малой и средней руки, которые благодаря детищу Климова и Поперешнюка смогли наладить быструю доставку своих товаров потребителям по всей Украине. Особенно полезной Нова Пошта стала для онлайн-магазинов: теперь все крупнейшие игроки этой сферы сотрудничают именно с этим почтовым оператором.

А все потому, что в свое время создатели Нова Пошта сами столкнулись с проблемой доставки своей продукции потребителям. И решили создать структуру, которая гарантирует как скорость доставки, так и качество работы.

С 2014 года НП вышла на международные рынки. Вначале компания открыла представительства в Молдове и Грузии, а затем запустила услуги международной доставки. И теперь НП доставляет посылки и другие отправления в 200 стран мира.

А еще именно фирма Климова и Поперешнюка стала раздражителем для государственного монстра — Укрпошты. Последняя, годами работавшая по советским канонам как скорости, так и обслуживания, теперь вынуждена меняться.

Сейчас Климов пытается еще и изменить бизнес-климат в стране, он возглавляет общественную организацию Союз украинских предпринимателей (СУП).

  

 

 
Томаш Фиала

43 года, гендиректор инвесткомпании Dragon Capital,
владелец издательского дома Медиа-ДК
(выпускает журнал Новое Время)

Количество сотрудников: около 200

 

Томаш Фиала приехал в Украину из Чехии в 1996 году: вчерашнего студента Пражского института экономики привлекла возможность заработать. Он устроился в крупнейшую чешскую инвесткомпанию Wood&Company, возглавив ее киевский офис.

Первая сделка молодого инвестбанкира оказалась неудачной: Wood&Company купила 4% акций банка Украина, но местные чиновники, кормившиеся с крупнейшего на тот момент финучреждения страны, заставили иностранцев отказаться от сделки. “Это научило нас быть более осторожными: мы поняли, что в Украине подписанный договор ничего не значит”,— рассказывает Фиала НВ.

Урок он усвоил. И когда в 2000‑м Фиала пустился в свободное плавание, создав собственную инвесткомпанию Dragon Capital (DC), он стал вести бизнес менее рискованными методами, чем конкуренты. К примеру, компания практически всегда инвестировала в акции не заемные средства, как другие, а только свои. И даже в период инвестбума середины 2000‑х Фиала не выдавал своим сотрудникам сумасшедших бонусов.

Во многом это помогло DС благополучно пройти через все украинские и глобальные кризисы, а также стать крупнейшей отечественной инвесткомпанией. Вложения Фиалы помогли вырасти самым разным украинским предприятиям: производителю кетчупов Чумак, сети строительных супермаркетов Новая линия, кафе Венские булочки. Что касается привлеченных инвестиций, то за все время работы DC привлек в отечественную экономику более $ 5 млрд.

В 2014‑м инвестбанкир под влиянием революции достоинства основал журнал Новое Время, став его инвестором.

 

 

 
Тарас Кицмей

51 год, сооснователь и член совета директоров SoftServe

Количество сотрудников: 4,5 тыс.

 

Тарас Кицмей вместе с компаньоном создал одну из крупнейших украинских аутсорсинговых компаний SoftServe. Ее головной офис расположен во Львове, а остальные три десятка разбросаны по 12 странам мира, среди которых нашлось место США, Нидерландам, Германии и Великобритании.

Изначально компания Кицмея нацеливалась на заказы с североамериканского рынка. Сейчас доля доходов из США в бюджете компании составляет 85%, остальное дают европейские заказы. Поэтому сама культура компании в большей степени американская, рассказывал Кицмей в интервью tvoemisto.tv.

Главный конкурентный принцип SoftServe — не программировать быстрее других, а предлагать лучшие решения. Поэтому в каждом офисе компании работают маркетологи и аналитики, которые на первичном этапе исследуют бизнес-процессы клиента, чтобы предложить ему оптимальное решение.

Сам Кицмей окончил Львовский госуниверситет, получил ученую степень кандидата физико-математических наук. Предпринимательством занялся после двухнедельных курсов по бизнесу, которые в 1993 году прочитали во Львове американские профессора из Ренсселирского политехнического института. Там друзья Кицмея придумали бизнес-план IT-компании, а профинансировавший программу обучения Уоррен Бруггеман, вице-президент General Electric, помог партнерам получить заказ от своей фирмы. Так появился SoftServe, к которому присоединился Кицмей.

Предприниматель активно поддерживает развитие современного образования. В 2008 году он вместе с другими IT-бизнесменами создал Львовский кластер информационных технологий и бизнес-услуг. Эта структура популяризирует профессию программиста среди старшеклассников, а также обучает студентов Львовской политехники современным методам программирования. А еще компания SoftServe стала сооснователем Львовской бизнес-школы при Украинском католическом университете.

  

 

 
Игорь Гуменный

50 лет, совладелец Ukrainian Beer Company Group (UBC)

Количество сотрудников: 5,5 тыс.

  

Игорь Гуменный стал богатым и известным благодаря пиву. Вернее, не самому напитку, а пивным охладителям и керамическим колоннам — компания Гуменного является крупнейшим производителем подобного оборудования в мире.

Но вначале был хмель: в 1990‑х Гуменный поставлял отечественным пивзаводам этот продукт, выменивая его на топливо у хозяйств-производителей. Однажды харьковский пивзавод Рогань предложил Гуменному оплатить поставку сырья продукцией. Или подождать денег полгода. Предприниматель выбрал первое. Так и занялся дистрибуцией, причем довольно агрессивно: его компания UBC через пару лет стала одним из крупнейших продавцов пива на отечественном рынке.

Когда транснациональные компании скупили украинские пивзаводы и перестали закупать местный хмель, UBC наладила импорт этого сырья. А также взялась торговать солодом, пивными этикетками, бутылками, смесями для фильтров и холодильным оборудованием.

От импорта к производству Гуменный перешел после кризиса 1998 года, когда гривня обесценилась, а иностранные товары подорожали, из‑за чего спрос на них просел. Бывший торговец занялся импортозамещением: начал выпускать холодильные шкафы и промоматериалы. Позже, построив два завода, UBC наладила производство и другого оборудования для баров и розницы.

А дальше Гуменный отправился покорять мир, в чем ему помогла дешевизна его продукции, которая по качеству и технологичности не уступала глобальным конкурентам. Сам Гуменный называет это “эффектом Китая, который находится рядом с Европой”: в Украине, по его словам, инженеры и дизайнеры дешевле, чем в Европе, а страна расположена рядом с ключевыми рынками сбыта.

В итоге, когда отечественный рынок оборудования для пивбаров и пивной розницы в 2015–2016 годах упал на 80%, выручка компании пошла в рост. И если в 2016‑м прибавка составила 19%, то за первые пять месяцев этого года — уже 49%.

Сейчас UBC строит предприятие по выпуску холодильной продукции в Виннице. Инвестиции в него составят € 15 млн. Первую очередь Гуменный хочет запустить уже осенью 2017‑го.

  

 

 
Андрей Ставницер

35 лет, соучредитель компаний ТИС, MV Cargo и SD Capital

Количество сотрудников: порядка 4,5 тыс.

 

Привлечь крупного иностранного инвестора в Украину удается немногим. Одессит Андрей Ставницер смог попасть в их число: недавно его партнером стала компания Cargill, один из ведущих мировых зернотрейдеров: на пару они строят в Украине зерновой терминал, инвестиции в который составят $ 150 млн.

Американского продовольственного гиганта привлекли репутация и опыт Ставницера — его компания ТИС владеет самым крупным частным портовым оператором страны, который работает в акватории порта Южный. По итогам прошлого года через зерновые терминалы ТИС прошло 22% украинского экспорта зерна. В целом за 2016‑й компания Ставницера обработала 21,5 млн т грузов — это больше, чем суммарный показатель четырех других частных портов страны, входящих наряду с ТИС в национальный топ-5.

ТИС основал покойный отец Ставницера с партнерами. Нынешний владелец начал работать в компании помощником главного диспетчера, и до должности гендиректора добирался на протяжении шести лет, занимая в компании разные посты.

Ставницер не только прошел эти “трудовые университеты”, но и получил западное образование. Поэтому в работе он учитывает передовой мировой опыт и не боится замахиваться на масштабные проекты. Например, запустил контейнерный терминал, который увидел в Новом Орлеане, когда учился на курсах портовых специалистов. До этого ТИС занимался исключительно насыпными грузами.

При этом Ставницер не ждал милостей ни от природы, ни от государства: поэтому он подвел к своим терминалам 16 км железнодорожного пути и за собственные деньги провел дноуглубление акватории порта.  В итоге пару лет назад компания стала крупнейшей среди частных портовых операторов.

Насыпными грузами и контейнерами интересы Ставницера не ограничиваются: в 2017 году он начал благотворительный проект Время жить!, который организовывает досуг и кормит пожилых людей в Одессе. А кроме этого, бизнесмен волонтерит в проекте своего брата Impact Hub,  занимающемся поддержкой социальных проектов.

 

 

Владислав Бурда

45 лет, основатель и президент RedHead Family Corporation

Количество сотрудников: более 2,2 тыс.

 

Человек, имеющий четверых детей, просто обязан заниматься бизнесом, связанным с детьми. Так и делает Владислав Бурда, собственник сети магазинов Антошка. Соединение семейных нужд и потребностей рынка порождает самую крепкую связь, уверен он.

В начале 1990‑х, когда у Бурды родился старший сын, он осознал, сколь беден украинский рынок детских товаров. Проблема с поиском предметов первой необходимости подсказала 21‑летнему одесситу хороший способ заработать, и в 1994 году он основал компанию Европродукт: принялся завозить из Москвы детское питание, которое пользовалось огромным спросом.

Поначалу Бурда ограничивался дистрибуцией, но уже три года спустя решил открыть магазин Антошка, который всего через несколько лет стал брендом всеукраинского масштаба.

В магазине был представлен не просто более разнообразный и качественный ассортимент товаров, чем у конкурентов. Бурда закрывал весь спектр детских потребностей: от предметов гигиены и одежды до модных игрушек и мебели.

Успех магазина вдохновил конкурентов и фактически создал рынок детского ретейла: вскоре аналоги Антошки стали открывать по всей стране.

Но и Бурда не терял времени: сегодня у Антошки уже 41 магазин в 18 городах Украины. А еще — 11 бутиков Daniel с детской одеждой элитных брендов вроде Armani Junior, Miss Blumarine, Baby Dior и Monnalisa.

Кроме того, RedHead сохраняет лидирующие позиции в дистрибуции детских товаров: компания Бурды импортирует 30 мировых брендов в 77 торговых сетей, покрывая 25% рынка детского питания в стране.

Один из секретов успеха эксперты ретейла считают то, что с момента создания бизнеса к вопросам менеджмента Бурда подходил по‑научному. В частности, развивал Антошку и RedHead family в соответствии с управленческой теорией американского эксперта Ицхака Адизеса: наиболее эффективен бизнес, построенный на культуре взаимного доверия и уважения.

А еще Бурда одним из первых среди предпринимателей-ретейлеров ограничил личную власть, создал в компании независимый совет директоров.

  

 

 
Владимир Лавренчук

60 лет, председатель правления Райффайзен Банк Аваль

Количество сотрудников: 8,1 тыс.

 

Кандидат № 1 на пост руководителя Нацбанка, глава правления одного из крупнейших банков страны, один из архитекторов отечественной банковской системы. И все это — Владимир Лавренчук, предправления Райффайзен Банк Аваль.

На заре карьеры он работал в новорожденном Ощадбанке, который как раз проходил трансформацию из советской сберкассы в современное финучреждение. У Ощада тогда была устаревшая технологическая система, и Лавренчуку с коллегами пришлось создавать фактически новое финучреждение.

В 2005 году, сразу после покупки группой Райффайзен отечественного банка Аваль, Лавренчук возглавил правление новой структуры. Под его руководством она превратилась в одного из самых надежных игроков отечественного профильного рынка. Основой такого успеха, по словам отраслевых экспертов, стала консервативная политика, проводимая Лавренчуком: не рискуя и взвешенно выдавая кредиты, он удержал банк от встрясок в ходе всех отечественных финансовых кризисов.

Подобная осторожная политика не мешает Райффайзен Банк Аваль хорошо зарабатывать: уже второй год подряд он является самым прибыльным банком страны. По оценке Томаша Фиалы, руководителя инвесткомпании Dragon Capital и издателя журнала Новое Время, в 2016 году рентабельность на капитал у финучреждения Лавренчука составляла 50%. При этом в благополучном 2010‑м у большинства отечественных банков этот показатель был в районе 10%.

Надежность райффайзеновской структуры в разгар украинского банкопада подтвердил Европейский банк реконструкции и развития: осенью 2015 года ЕБРР купил 30% акций Райффайзен Банк Аваль.

Таланты самого Лавренчука подтвердила не только эта сделка, а и то, что на сегодня большинство экспертов называют его главным претендентом на вакантное место шефа НБУ.

 

 

Евгений Уткин

59 лет, основатель и президент

холдинга KM Core

Количество сотрудников: нет данных

 

Евгений Уткин — номер один. В том смысле, что в начале 1990‑х он основал компанию Квазар-Микро — первого производителя компьютеров на территории бывшего СССР. Сегодня она превратилась в холдинг KM Core.

Уткин о собственном бизнес-старте рассказывает так: “Когда Горбачев [первый и последний президент Союза] сказал: “Вперед!”, я воспринял его слова дословно и побежал”. Побежал с большой скоростью: его фабрика Квазар-Микро первой на постсоветском пространстве начала собирать компьютеры на базе Intel, производила еще и ноутбуки Senator, а также серверы и рабочие станции. Еще одним направлением деятельности КМ стало внедрение комплексных IT-решений для бизнеса.

В 2004‑м Уткин уехал в Москву, а его Квазар стал частью российского концерна Ситроникс, входящего в АФК Система. Но через пять лет бизнесмен, который был президентом объединенной компании, ушел с поста и выкупил за $ 50 млн бренд Квазар-Микро и бизнес по дистрибуции компьютерного оборудования в странах СНГ, Балтии, Венгрии и Чехии.

Сейчас холдинг KM Core разрабатывает и внедряет высокотехнологичные решения в самых разных сферах — от медицины до банковских облачных технологий.

Два года назад Уткин вместе с израильским предпринимателем Ильей Кенигштейном запустил грантовый фонд для стартапов Борщ Foundation. Тот поддерживает идеи двойного назначения, которые могут быть использованы при создании как товаров военного назначения, так и гражданской продукции. Один из самых громких проектов, с которыми сотрудничает фонд, стала UA.RPA — компания, в частности модернизирует приборы ночного видения и дальномеры, а также выпускает радиоэлектронику и модемы для армии.

 

 

 
Андрей Худо

39 лет, совладелец холдинга эмоций !FEST

Количество сотрудников: более 2 тыс.

  

До 2007 года о львовянине Андрее Худо мало кто знал. Но затем он враз обрел популярность. А все благодаря ресторану Криївка, который Худо открыл с двумя партнерами: заведение в подвальчике на центральной площади Львова, стилизованное под тайный схрон воинов УПА, произвело фурор. Уже в первый месяц ресторан посетило 50 тыс. человек.

Спустя 10 лет Криївка стала настоящей визиткой города. Каждые выходные перед рестораном выстраиваются очереди из желающих вкусить повстанческого колорита. И не только перед ним: за прошедшие годы Худо с партнерами открыл в городе сеть из 22 заведений (три из них имеют франчайзинговые проекты), каждое отличает оригинальная, до мелочей продуманная концепция.

Идеи основателей !FEST неисчерпаемы. В их активе эпатажное Мазох-cafe, где посетителей стегают плетьми и подают коктейли с игривыми названиями; шокирующая Грильова ресторація м’яса та справедливості, где “палач” публично наказывает гостей в перерывах между подачей мясных блюд с мангала. Есть и внушительный театр пива Правда с оригинальными названиями сортов вроде Putin Huilo и Frau Ribbentrop (на бутылках последнего красуются портреты канцлера Германии Ангелы Меркель).

“Вот сидишь ты, чувак из Львова, и думаешь, как бы мне попасть на CNN, BBC и Reuters? — смеясь, рассказывал НВ Худо.— И понимаешь: если ты не Apple и не Tesla, то никак. А благодаря этому пиву мы попали на полосы всех ведущих изданий, нас приезжали снимать западные каналы”.

Эпатажными приемами и особой атмосферой !FEST не просто зарабатывает деньги, но и работает на популяризацию Львова, уверен Худо. Некоторые заведения холдинга с разным успехом уже вышли далеко за пределы Галичины: кофейня Львівські пляцки работает в восьми городах Украины, а Львівська майстерня шоколаду — в двух десятках. Заведение представлено и за границей: в азербайджанском Баку и польском Кракове.

“Худо с партнерами, по сути, создал бизнес с нуля,— говорит Андрей Беспятов, глава аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital.— Причем этот бизнес быстро развивается, основываясь на оригинальных идеях и не останавливаясь на достигнутом”.

  

 

Алексей Вадатурский

70 лет, генеральный директор и совладелец компании Нибулон

Количество сотрудников: 4,5 тыс.

 

Алексей Вадатурский стал одним из первых капиталистом в тогда еще полностью государственной сельскохозяйственной отрасли Украины: в 1991 году создал компанию Нибулон, которая затем прочно закрепилась в списке крупнейших национальных экспортеров зерновых. По итогам 2016‑го на долю компании Вадатурского пришлось 3,7% агроэкспорта в стране, по оценке экспертов инвесткомпании Dragon Capital.

К лидерству Вадатурский шел необычным для украинских агроимперий путем: он не только наращивал земельный банк, но и с самого начала вкладывал в развитие инфраструктуры. К примеру, получив в 1998 году первый кредит на $ 5 млн от Всемирного банка по программе поддержки экспорта, Вадатурский вложил его не в закупку и экспорт подсолнечника, как советовали консультанты, а в современную сельхозтехнику. В итоге, когда другие получатели денег по этой программе нарастили собственный экспорт на $ 2,3 на каждый доллар займа, Нибулон показал прибавку в $ 4.

А еще Вадатурский строил современные элеваторы и перевалочные терминалы на берегах Днепра и Южного Буга. И в 2009‑м даже взялся за создание собственного речного флота. Причем если поначалу Нибулон заказывал строительство судов на стороне, то после начал делать их сам, выкупив площадки неработающего николаевского завода Лиман. Это еще больше увеличило эффективность бизнеса Вадатурского и положительно повлияло на грузоперевозки по Днепру.

Параллельно Вадатурский вел войну с украинскими чиновниками: ему то не давали проводить дноуглубительные работы на Днепре, то не пускали к причалам Нибулона иностранное судно, срывая международный контракт.

В этой войне Вадатурский все еще не смог отпраздновать окончательную победу, но локальные успехи себе обеспечил.

 

 

 

 
Петр Чернышов

49 лет, президент компании Киевстар

Количество сотрудников: 4 тыс.

 

Три года назад Петр Чернышов совершил кульбит через голову: он бросил пиво ради смартфонов. Точнее, ушел с топ-позиций в группе компаний Carlsberg, чтобы возглавить украинскую телекомкомпанию № 1 — Киевстар. На рынке мобильной связи она лидирует уже много лет подряд, обслужив за первое полугодие 2017‑го 26 млн пользователей, а в сфере фиксированного интернет-доступа с показателем в 810 тыс. клиентов уступает лишь Укртелекому.

На новом посту уроженец российского Екатеринбурга преуспел: Чернышов провел ребрендинг Киевстара и запустил 3G. И уже готов к тому, чтобы предоставить клиентам еще более скоростной мобильный интернет — 4G.

А еще бывший выпускник Уральского госуниверситета, московской Академии народного хозяйства и британского Кингстонского университета за время работы в Киевстаре провел важный ребрендинг самого себя — получил украинское гражданство.

  

 

 
Андрей Веревский

43 года, основатель и председатель
совета директоров агрохолдинга Kernel

Количество сотрудников: 14 тыс.

 

Андрей Веревский стал заниматься агробизнесом в начале 1990‑х: как и другие мелкие предприниматели, поставлял колхозам топливо в обмен на продовольствие. Так и остался бы незаметным перекупщиком, если бы не решил вложить заработанное в мощности по хранению зерновых. Веревский скупил все государственные элеваторы в Полтавской области, и местные агропроизводители вынужденно выбирали одно из двух: либо везли урожай в другие области, либо продавали его компании Веревского.

Теперь Kernel стоит более $ 1 млрд, акции компании торгуются на Варшавской фондовой бирже, подорожав с момента размещения в 2,4 раза. И причина уже совсем не в локальной монополии: компания Веревского активно наращивает мощности и является агроэкспортером № 1 в стране. Доля Kernel, по оценке инвесткомпании Dragon Capital, в экспортной корзине АПК по итогам 2016 года составила почти 11%. А кредитный рейтинг Kernel на один пункт выше, чем суверенный рейтинг Украины.

Особенность компании Веревского в том, что она продает за рубеж не только сырье — зерновые,— но и подсолнечное масло — продукт с добавленной стоимостью. В переработку бизнесмен пошел в 2002‑м, начав скупать маслоэкстракционные заводы по всей стране. Так Kernel стал крупнейшим национальным производителем подсолнечного масла с долей в 22,5%.

Стратегия Веревского — покупать недооцененные активы — в нынешний кризис сделала его компанию главным “производителем” новостей о слияниях и поглощениях. Агрохолдинг купил у группы Онэксим россиянина Михаила Прохорова компанию Украинские аграрные инвестиции, а также Agro Invest Ukraine, совладельцем которого был ЕБРР.

  

 

 
Владимир Костельман

44 года, совладелец Fozzy Group

Количество сотрудников: более 40 тыс.

 

Мелкий опт — чай, кофе, шоколадки. С этого в 1990‑х начинал Владимир Костельман и его партнеры. Постепенно дело набирало обороты, и уже в 1998‑м предприниматели, доросшие до оптовых продаж, открыли в Вишневом, пригороде Киева, первый гипермаркет Fozzy.

За следующие два десятка лет Fozzy Group превратилась в одну из крупнейших розничных сетей в Украине и насчитывает более 600 торговых точек по всей стране. Причем Костельман первым из украинских бизнесменов, работающих в ретейле, начал диверсифицировать бизнес. А именно — стал открывать магазины для покупателей с разной толщиной кошелька. Так появились магазины экономтоваров Фора — для небогатых покупателей, сеть Сильпо — для среднего класса и Le Silpo — для состоятельных клиентов. Но и гипермаркеты формата “закупки на неделю” остались в сети.

Перерождение торговые точки Fozzy пережили после кризиса 2008 года: обремененная долгами сеть эффективнее конкурентов переформатировала магазины под новые реалии и лучше других начала управлять ассортиментам в торговых залах.

А в прошлом году бизнес Костельмана дополнился подразделением Thrash! Трощимо ціни, ориентированным на предоставление покупателям суперскидок. Спустя год “треш-формат” разросся до 39 магазинов в 14 городах страны. Fozzy Group собирается продолжить развитие идеи магазинов класса суперэконом.

Торговля едой и мелочовкой сделала Костельмана одним из самых состоятельных людей Украины: с 2007 года совладелец Fozzy Group, по оценкам инвесткомпании Dragon Capital, неизменно входит в число ста самых богатых украинцев. Максимальный размер состояния, по подсчетам аналитиков, Костельман имел в 2008‑м — $ 970 млн. А вот прошлый год выдался самым плохим — его капитал эксперты оценили лишь в $ 244 млн.

Костельман, с бизнесом которого сталкиваются миллионы украинцев, всегда остается в тени. Он редко дает интервью, недолюбливает деловые костюмы, носит длинные волосы и играет в рок-группе. “Свободный стиль одежды очень мешает в деловых переговорах, поэтому приходится лучше их вести,— признавался бизнесмен в одном из редких интервью журналу Фокус в 2008‑м.— Зато потом партнеры ослабляют галстуки, а на следующую встречу сами приходят не в костюмах”.

 

 

 
Виктор Иванчик

61 год, генеральный директор и основатель
агропромышленного холдинга Астарта-Киев

Количество сотрудников: 13 тыс.

 

Виктор Иванчик — это современный украинский Терещенко, крупнейший сахарозаводчик страны: его холдинг Астарта — № 1 по производству и экспорту данного продукта. Кроме того, компания занимается молоком, зерновыми, а также на новом высокотехнологичном заводе перерабатывает сою в экспортный продукт — шрот.

По профессии военнный, Иванчик начал заниматься бизнесом в 1990‑х: в обмен на агропродукцию поставлял нефтепродукты колхозам и сахарным заводам. Со временем некоторые из этих предприятий обанкротились и отошли за долги фирме предпринимателя.

В отличие от конкурентов, выкачивавших последние капли из устаревших сахарных заводов, Иванчик принялся модернизировать советское наследие. Начал он с энергосбережения и внедрения современных технологий. И преуспел: если в 2007‑м Астарта-Киев использовала 49 куб. м газа на переработку 1 т свеклы, то теперь расход сократился вдвое.

В 2006 году Астарта стала первой украинской агрокомпанией, которая вышла на международный фондовый рынок: провела IPO на Варшавской фондовой бирже, выручив за 20% акций $ 31,7 млн. Эти деньги Иванчик направил на увеличение бизнеса, сделав ставку на инновации.

Компания много инвестирует в технологии “точного земледелия”, которые позволяют повысить урожайность и уменьшить расход удобрений. Астарта также открыла собственный биогазовый завод, который работает на отходах от переработки свеклы.

Инновации коснутся и IT-сферы, необходимой для управления сельскохозяйственным бизнесом: в начале этого года Иванчик вместе с Евгением Уткиным создал компанию Agro Сore, которая разрабатывает интегрированную IT-платформу для управления сельхоз- и бухгалтерскими операциями.

  

 

 
Алексей Кредисов

45 лет, управляющий партнер E&Y в Украине и
операционный директор и директор по привлечению
инвестиций в Восточной и Западной Африке

Количество сотрудников: около 1,5 тыс.

 

Почти четверть века Алексей Кредисов занимается аудитом. Карьеру он начинал в филиале международной аудиторской компании Arthur Andersen. А затем перешел на работу к еще одному мировому лидеру в данной сфере — британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young (сейчас E&Y). Под руководством Кредисова представительство этой фирмы стало лидером украинского рынка в отрасли, а сам он уже за первые три года превратился из партнера отдела аудиторских услуг в партнера всей компании.

Кредисов любит много работать. Сейчас он управляет не только украинским офисом, но и занимает пост операционного директора и директора по привлечению инвестиций E&Y в шести странах Восточной и двух в Западной Африке.

Мотивируют топ-менеджера возможности для прогресса и движение вперед. “Мне важно развиваться в профессиональной сфере, желательно, чтобы при этом расширялись географические границы — “поднимался потолок” и “раздвигались стены”,— рассказывает он.

Кроме того, Кредисов с командой активно участвует в украинских реформах. Так, их экспертиза была задействована при реформе Минздрава, Минобороны и Минэкономики. Кроме этого, специалисты E&Y были привлечены к совершенствованию налогового законодательства, вынося на обсуждение предложения бизнес-сообщества. Специалисты компании Кредисова провели первое независимое тестирование кандидатов на позиции высшего руководства Министерства юстиции Украины, что стало точкой отсчета процесса реорганизации министерства в целом.

  

 

 
Андрей Логвин

37 лет, сооснователь и генеральный
директор шопинг-клуба ModnaKasta

Количество сотрудников: около 600

 

Свою карьеру Андрей Логвин начинал в сфере IT. Причем долго не раскачивался: уже на третьем курсе вуза открыл свое первое дело в сфере интернет-провайдинга. Затем руководил несколькими крупными IT-компаниями, в том числе мобильным оператором CDMA Ukraine.

Со связи на ретейл Логвин переключился в 2010 году, взяв в компанию друга — Олега Скрипниченко. Партнеры за несколько дней разработали идею проекта, нашли инвестора в Стамбуле — и уже через несколько месяцев шопинг-клуб ModnaKasta вышел на украинский интернет-рынок. В 2013‑м онлайн-магазин занял первое место среди компаний, занимающихся продажей одежды в интернете, выполнив почти 2 млн заказов.

Прошло еще три года агрессивного развития, и теперь ежемесячная аудитория ModnaKasta, по данным ain.ua, составляет 4,2 млн посетителей. Ближайшие конкуренты — Leboutique и Bonprix — отстают в 2 и 4 раза соответственно.

Главная специализация компании — продажа одежды, обуви и товаров для дома. Впрочем, Логвин уверяет, что основной сферой его деятельности остается IT. “Все думают, что магазин в онлайне и магазин в офлайне — это одно и то же. Я глубоко убежден, что это ошибка,— говорит бизнесмен.— Поэтому мы позиционируем себя как IT-компания, а не магазин. Мы — IT-компания, которая продает одежду”.

Он не скрывает, что ModnaKasta основана по принципу уже существующих международных площадок онлайн-продаж, но при этом с удовольствием экспериментирует и берется за смелые идеи.

Так, в августе 2017‑го ModnaKasta вместе с международной неделей моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days запустила проект See now — Buy now: взялась продавать эксклюзивные новинки прямо с подиума во время онлайн-трансляций. Срок доставки — две-три недели. Аналогов такому проекту, как уверяет Логвин, нет не только на постсоветском пространстве, но и во всей Восточной Европе.