Культура. Кино

Квадратура круга

В прокат выходит фильм Квадрат, сатира на современное общество, завоевавшая Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля

В украинский прокат выходит фильм Квадрат — неполиткорректная и едкая сатира на современное общество, которая завоевала Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а теперь готовится сразиться за Оскар

 

Екатерина Богданович

 

 

Картину шведского режиссера Рубена Эстлунда Квадрат, представленную в этом году на Каннском кинофоруме, обозреватели сравнили с пощечиной фестивальной публике.

Главный герой фильма — куратор Музея современного искусства по имени Кристиан, и основные события разворачиваются вокруг организованной им выставки. При этом в Квадрате есть семиминутная сцена, в которой перформер, человек-обезьяна, на пафосном гала-ужине сначала смешит, затем пугает и, наконец, приводит в ярость зрителей. "Я хотел, чтобы аудитория, одетая в смокинги, посмотрела на себя со стороны",— говорит режиссер прессе.

Сатирическая драма задевает многие болезненные для современного европейца точки: сначала Эстлунд высмеивает попытки найти компромисс между собственным несовершенством и стремлением к идеальному обществу, а затем показывает, к какому краху может привести это противоречие.

В итоге часть зрителей приняли фильм в штыки, найдя в нем множество недостатков — от чрезмерного хронометража (почти 2,5 часа) до незавершенности отдельных сюжетных линий.

Впрочем, вердикт каннского жюри и главная награда фестиваля — Золотая пальмовая ветвь — нивелируют все упреки. А неловкость, возникшая во время показа, вполне соответствует программному заявлению режиссера, который является и автором сценария: “Мне нравятся неловкие ситуации”.

Со всей ответственностью

Главный герой фильма Кристиан ― куратор Музея современного искусства в Стокгольме. В одной из первых сцен он отчетливо декларирует свою цель: привлечь состоятельных коллекционеров. При этом оказывается, что он не в состоянии объяснить смысл пресс-релиза, размещенного на сайте музея.

Тем не менее Кристиан считается успешным куратором и трудится над новым проектом, в центре которого ― инсталляция Квадрат. По замыслу автора, этот самый Квадрат ― это прибежище доверия и взаимной заботы, в пределах которого все наделены равными правами и обязанностями.

Кристиан с воодушевлением продвигает гуманистическую концепцию, однако от возвышенных идеалов далека не только окружающая действительность, но и он сам. Так, попытавшись помочь попавшей в беду незнакомке, куратор становится жертвой ограбления, а решив восстановить справедливость, выбирает настолько нелепый способ, что задевает интересы многих ни в чем не повинных людей.

С каждой минутой число противоречивых поступков героя и проблем, порождаемых ими, растет до тех пор, пока ситуация не становится необратимой, а идея Квадрата ― полностью скомпрометированной.

Многие критики назвали Квадрат сатирой на современное искусство. Но, по словам режиссера, создание фильма началось с размышлений о потере доверия в обществе. Жители городов, стремясь к безопасности, все больше отгораживаются друг от друга, например, создавая изолированные от посторонних жилые комплексы.

“Закрытое сообщество — очень агрессивный способ сказать: мы не отвечаем за то, что происходит снаружи, мы считаем это угрозой, ― объясняет Эстлунд свой фильм журналистам.— После этого мы с другом, продюсером Калле Буманом, решили создать символическое пространство, в котором все должны вспомнить о нашей общей ответственности”.

Так родилась идея отгороженной территории площадью 4х4 м, в пределах которой люди могли бы автоматически рассчитывать на поддержку и внимание окружающих. Вокруг нее и был выстроен сюжет.

Эстлунд рассказывает, что во время работы над фильмом посетил множество музеев современного искусства и заметил, что художественные произведения способны все реже сказать зрителю что‑то новое, а многолетнее копирование “провокационных” концепций давно перестало кого‑либо провоцировать.

Впрочем, есть и те, к чьему творчеству режиссер относится с уважением — например, перформер украинского происхождения Олег Кулик. Художник, нагишом изображавший собаку, в том числе на открытии выставки Interpol в Стокгольме в 1996 году, стал прототипом человека-обезьяны, который появляется в одном из ключевых эпизодов.

Также в сюжете есть отсылка к истории Пьера Брассо ― вымышленного художника-авангардиста, чьи произведения, выставленные в Гетеборге в 1964 году, оказались созданными четырехлетним шимпанзе Питером. А само название фильма перекликается со знаменитым Черным квадратом Малевича.

К слову, инсталляция Квадрат существует в действительности: Эстлунд и Буман создали ее по приглашению Музея современного искусства в Варнамо в 2015 году. Позже аналогичные объекты появились в еще нескольких шведских городах.

Шведский столп

В основном конкурсе в Канне в 2017 году участвовало 19 картин — среди прочих Квадрат Эстлунда обошел работы звездных режиссеров Франсуа Озона, Софии Копполы и любимца каннского жюри Михаэля Ханеке.

Для Швеции его Золотая пальмовая ветвь стала первой за 25 лет — после победы в 1992 году шведской картины Благие намерения, снятой датским режиссером Билле Аугустом. За последнее десятилетие Швеция всего однажды попадала в основной конкурс — это был совместный датско-шведский проект Охота датчанина Томаса Винтерберга. К слову, Дания за эти же десять лет была представлена в основном конкурсе в общей сложности шесть раз.

И тем не менее Эстлунд в Канне не новичок. Его картина Форс-мажор — еще одна сатирическая драма о примерном семьянине, сбежавшем от снежной лавины вместо того, чтобы спасать жену и детей,— получила приз жюри в программе Особый взгляд в 2014 году. Среди прочих фестивальных наград шведского режиссера — короткометражная работа Случай в банке, получившая Золотого медведя в Берлине в 2010 году.

Работы Эстлунда критики называют смелыми, едкими, новаторскими и выходящими за пределы политкорректности. Квадрат — не исключение: объектом сатиры в фильме становится, в частности, отношение к бездомным, женщинам и людям с расстройствами нервной системы. В своем новом фильме Эстлунд прошелся по большинству общественных договоров — добровольных соглашений, которые лежат в основе современного социума, и в некоторой степени современного арт-рынка.

Глава Каннского жюри 2017 года, эпатажный испанский режиссер Педро Альмодовар, назвал Квадрат “очень современным рассказом о диктатуре политкорректности — самой ужасной из всех возможных”. Одно из старейших и влиятельнейших изданий о кинобизнесе The Hollywood Reporter охарактеризовало Квадрат как “мощное и провокационное исследование границ политкорректности, художественной свободы и свободы слова”. А зрители в своих отзывах называют фильм Эстлунда зеркалом, в котором они разглядели самих себя.

Немалый вклад в успех картины внесли и его актеры. Роль Кристиана исполнил датчанин Клас Бэнг, не слишком известный за пределами Дании, но востребованный в театре, кино и на телевидении у себя на родине. А главная женская роль досталась звезде сериалов международного масштаба ― американке Элизабет Мосс.

На днях Мосс получила премию Американской телеакадемии Эмми как лучшая актриса драматического сериала за главную роль в фильме Рассказ служанки — проект был представлен в семи номинациях и в пяти завоевал победу. Еще один многосерийный фильм с ее участием, Вершина озера, принес Мосс Золотой глобус в 2014 году, а в 2017‑м был продлен на второй сезон. Также актриса несколько раз номинировалась на Эмми за лучшую женскую роль в сериале Безумцы (2007-2015).

А в роли человека-обезьяны снялся известный актер и каскадер Терри Нотари — он специализируется на изображении приматов и фантастических существ и отвечал за движения персонажей в фильмах Конг: Остров черепа, Восстание планеты обезьян, Хоббит, Аватар и других.

Всех их теперь, по всей видимости, ждет мировое признание: еще до каннской премьеры были заключены соглашения о дистрибуции фильма в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах. А в августе стало известно, что шведский киноинститут выдвинул фильм на Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке. В последний раз престижную кинонаграду Швеции удавалось завоевать в далеком 1984 году.

Инфографика-ВСТАВИТЬ
фото

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: По словам режиссера фильма, Квадрат рассказывает о борьбе между инстинктами и интеллектом