Мнение. Все ушли в фейсбук

Скованные одной сетью

Фейсбук, социальная сеть №1, поглотила большинство украинских политиков, подменив реальность

Фейсбук, социальная сеть №1, поглотила большинство украинских политиков, подменив реальность

   

  

Борис Давиденко,
главный редактор VoxUkrainе

   

то какой‑то кружок любителей эпистолярного жанра, а не парламент и правительство”,— подумал я, увидев результаты рейтинга Фейсбук-влияния украинских политиков, составленного VoxUkrainе и компанией Artellence, который опубликован в НВ.

Меня поразила активность отечественных топ-политиков в этой соцсети. Например, в сентябре 2017‑го среднестатистический украинский министр писал примерно 2,5 поста каждый день, а рекордсмены правительства — премьер и министр инфраструктуры — выдавали на-гора более пяти заметок в день. Многим депутатам также не чужда тяга к писательству: Олег Ляшко, Борислав Береза, Юлия Тимошенко “насыпали” своим читателям от 4 до 7 постов ежедневно.

Настоящие топ-блогеры — из высшей лиги украинской политики. На официальной странице Порошенко в прошлом месяце появилось 203 поста, у Саакашвили еще больше — 267.

Конечно, большая часть этих политиков своими руками редко что пишут, за них это делают помощники-пиарщики. Но они вовлечены в процесс создания контента: кто‑то надиктовывает тезисы, кто‑то вычитывает посты перед публикацией, фотографируется и т. д. Почему столько сил и времени уделяется именно детищу Цукерберга?

На первый взгляд, ответ на поверхности: это хороший и простой способ достучаться до миллионов украинцев. По данным самой соцсети, в Украине у нее уже 9 млн юзеров. Но Фейсбук-победы политиков пока что плохо конвертируются в реальный рейтинг и доверие. Например, количество фолловеров страницы Саакашвили быстро приближается к миллиону. Но, согласно соцопросам, миллион человек — это примерно в три раза больше, чем количество украинцев, готовых сейчас проголосовать за партию Рух нових сил, возглавляемую Саакашвили. На втором месте по количеству подписчиков — замминистра регионального развития и строительства Лев Парцхаладзе: у него более 750.000 фолловеров. Я не уверен, что столько украинцев хотя бы знают, как выглядит Лев Ревазович. Рейтинг Порошенко его 650.000 фолловеров тоже несильно удержали.

Одна из причин неэффективности соцсети как инструмента продвижения политика — информационные пузыри, окружающие каждого Фб-пользователя. Алгоритм Фейсбука настроен так, чтобы подсовывать каждому из нас ту информацию, у которой наибольшие шансы нам понравиться. То есть пробиться за пределы своих преданных фанов к новой колеблющейся или оппозиционной аудитории политикам в Фейсбуке весьма проблематично. Ковровая бомбардировка телевизором куда эффективнее.

Депутаты, министры, президент — все сидят в Фейсбуке

Тогда зачем политикам Фейсбук, так много Фейсбука?

Я задал этот вопрос пятерым сильным коммуникационщикам с опытом работы во властных кабинетах. Ниже привожу условный рейтинг причин, которые заставляют политиков инвестировать деньги и время в Фейсбук.

3. Политиков в Фейсбук подталкивают консультанты и пиарщики. Для них это простой и дешевый способ сделать работу и отчитаться о ней. “Для многих политиков Фейсбук — это все еще что‑то новое и прогрессивное, пиарщикам несложно делать “паркетные” посты о “принял участие в конференции” и “продавать” начальству отчеты в стиле “у вас 1.000 лайков и 30 шеров — это успех!” — говорит один из моих собеседников.

2. Фейсбук — действительно эффективный канал коммуникации, когда нужно донести информацию до коллег на Печерских холмах. “Депутаты, министры, президент — все сидят в Фейсбуке, и действительно можно пробиться с информацией и идеями. Некоторые министры достигли филигранного мастерства в передаче месседжей и намеков”,— поясняет другой.

1. Но, пожалуй, главная причина — Фейсбук представляет собой приятный инструмент для полирования эго политиков. “Фейсбук дает быструю обратную связь: опубликовал фото, а через час уже 1.000 лайков. Им по‑человечески нравится видеть армию подписчиков и сотни тысяч “шеров-лайков”. Убеждать, что это слабо поможет на выборах, бесполезно”,— уверен третий.

Эти стимулы сделали соцсеть симулякром реальности для многих наших политиков, а их аккаунты превратились в медиаплощадки, крайне искаженно отображающие украинскую реальность. У части VIP-политблогеров в стране кипят реформы, коррупция отступает, а экономика вот-вот рванет вверх, у их оппонентов — народу хлеба не на что купить, преступный режим привел страну на край пропасти, а революция миллионов вот-вот начнется (подозреваю, что многие верят в то, что пишут).

Какое это имеет отношение к Украине, в которой живем мы с вами — обычные люди? Согласитесь, отдаленное.

Зачем в таком случае анализировать Фейсбук-влияние политиков? Прежде всего это неплохой инструмент, чтобы изучать самих политиков, а главное, он позволяет в режиме реального времени увидеть, какие идеи прорывают границы информационных пузырей. А значит, понять, как меняются взгляды и убеждения украинцев — таких, как мы с вами.