Страна. Пенсионная реформа

Отложили на пенсию

Кто долго работает, тот в старости досыта и ест, если доживет до этого момента. Это ключевой месседж пенсионной реформы

Кто долго работает, тот в старости досыта и ест, если доживет до этого момента. Это ключевой месседж пенсионной реформы, одобренной Верховной радой в начале октября

 

Иван Верстюк

 

 

Живи и работай дольше, начинай отчислять деньги как можно раньше и не надейся, что государство сделает твою старость обеспеченной. Примерно так выглядят главные тезисы, которые современный работающий украинец должен усвоить, чтобы знать, что его теперь ждет на пенсии.

Долгие годы в Украине существовали две многомиллиардные дыры, которые высасывали деньги из госбюджета, — НАК Нафтогаз Украины и Пенсионный фонд (ПФ). С дефицитом Нафтогаза правительство начало борьбу в 2014‑м и успешно справилось. А вот до ПФ руки дошли лишь сейчас: с 11 октября в стране вступила в действие соответствующая реформа, сгенерированная Кабмином и одобренная Радой.

По прогнозу правительства, благодаря ей к 2024 году ПФ избавится от дефицита. Сейчас он составляет 141,3 млрд грн, и власти ежегодно вливают в него деньги, привлекаемые в долг от Международного валютного фонда (МВФ) и других институтов.

МВФ и был одним из тех, кто постоянно подталкивал официальный Киев к новациям в этой сфере. Еще в сентябре Дэвид Липтон, первый замглавы организации, убеждал украинцев, что промедление в данном вопросе нищете подобно. “Нет никакого смысла в том, чтобы украинцы выходили на пенсию в более раннем возрасте, чтобы получать малые пенсионные выплаты, которые не способны обеспечить достойную и стабильную жизнь”, — заявил он тогда в интервью одному из украинских СМИ.

И вот реформа состоялась. Правда, в первоначальный текст, который готовило Минсоцполитики Андрея Ревы, парламентарии внесли пять сотен поправок, убрав некоторые виды льгот, но добавив соцвыплаты.

Однако ключевые нововведения остались: индивидуальные пенсии увеличатся в среднем на 700 грн, а выход на заслуженный отдых будет происходить не при достижении определенного возраста, а на основании получения определенного страхового стажа. Под последним разработчики реформы понимают период в 15‑35 лет, за который будущий пенсионер платил взносы в ПФ.

“Я бы не стал называть принятый закон реформой, — говорит Тарас Козак, президент инвестиционной группы Универ. — Главным для правительства было решить задачу, поставленную МВФ, — уменьшить дефицит фонда. И одновременно задобрить перед выборами пенсионеров. Это взаимоисключающие задачи”.

Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии (ЦЭС), подчеркивает: реформа не настолько основательна, чтобы быстро и полностью убрать дефицит. “Текущие пенсии не снижаются, а повышаются. Радикальных изменений в доходах ПФ через повышение налогов нет”, — говорит эксперт.

В свою защиту в Кабмине приводят печальную статистику: две третьих из нынешних 12 млн пенсионеров получают минималку в 1.312 грн, что составляет лишь 50 % стоимости месячной потребительской корзины. Средний размер пенсии лишь немногим выше — 1.828 грн. Это означает, что большинство пенсионеров живут за чертой бедности.

“Нынешней пенсионной системы, по сути, не существует, — поясняет министр Рева. — Судите сами: каждая вторая гривня на выплату мизерной пенсии идет из госбюджета. И тот, кто платит налоги, платит в Пенсионный фонд дважды”.

К тому же на страну надвигается демографический кризис. В трудоспособный возраст вступает поколение, рожденное в конце 1990‑х—начале 2000‑х, — оно очень малочисленное. И если сейчас соотношение плательщиков соцвзносов к пенсионерам составляет 1 к 1, то в дальнейшем оно изменится — и каждому из работающих украинцев пришлось бы содержать пару пожилых людей.

раст1
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ФИНАЛ: Прежняя пенсионная система превратила старость для большинства пожилых людей в историю о выживании
Плоды осовременивания

Повышение пенсий в правительстве назвали словом осовременивание. В его основе — перерасчет выплат на основании нового показателя средней заработной платы, который является одним из параметров пенсионной формулы.

До реформы более 8 млн украинцев получали пенсии, которые насчитывались исходя из средней зарплаты в 1.198 грн. Теперь же основой станет сумма в 3.764 грн.

Я бы не стал называть принятый закон реформой
Тарас Козак,
президент инвестгруппы Универ

В результате 1,3 млн пенсионеров увеличат свой доход на 200 грн в месяц, примерно столько же пожилых людей получат на 200‑500 грн больше, а еще 3 млн пенсионеров правительство добавит более чем 500 грн.

Кабмину теперь есть что “продать” избирателям, но эти доплаты вряд ли улучшат благосостояние пожилых людей, считают в ЦЭС. По данным центра, менее 2 % пенсионеров живут только на пенсию. Остальным помогают дети, они подрабатывают или занимаются огородничеством. “И нынешняя реформа не может обеспечить будущим пенсионерам больше 25‑30 % дохода, который они имели, когда работали”, — отмечают в ЦЭС.

Сбалансировать рост пенсий правительство намерено за счет повышения страхового стажа — периода оплаты взносов в ПФ. В 2018‑м можно будет выйти на пенсию в 60 лет при стаже в 25 лет, а не 15, как сейчас. Если же стаж равен именно 15 лет, то пенсионный возраст составит 63 года.

С каждым годом, прошедшим после старта нынешней реформы, к стажу будут добавлять по году. В итоге в 2028‑м выйти на пенсию 60-летними смогут те, кто начал платить в ПФ с 25.

“Правительство фактически повышает пенсионный возраст без использования самой этой фразы”, — комментирует данное нововведение Владимир Дубровский, старший экономист аналитического центра Case Ukraine.

Если стажа не хватает, а отдыхать уже хочется, его можно докупить: год стоит около 17 тыс. грн. В стаж засчитают службу в армии, занятие предпринимательской деятельностью, уход за ребенком до 6 лет, учебу на стационаре в вузе.

Кабмин убрал и повышающий коэффициент 1,35, на который раньше умножался стаж. Потому теперь, как подсчитали в ЦЭС, при средней зарплате по стране в 5 тыс. грн, человек, который платил ПФ 35 лет и получал все это время усредненно 7,5 тыс. грн, заимеет пенсию в 5.250 грн.

Этот расчет не содержит в себе показатель инфляции, а по новым правилам пенсии будут индексироваться на половину этого значения и роста средней зарплаты.

В Минсоцполитики утверждают, что разрабатывали формулу расчета выплат так, чтобы гарантировать украинцам пенсионный доход в размере 35 % от их среднего заработка за все время активного труда.

Минимальная же пенсия для людей, у которых нет необходимого страхового стажа, выросла с 949 грн до 1.373 грн.

Прокуроры, депутаты, дипломаты и научные сотрудники лишились специальных пенсий. Зато они остаются у жителей горных районов, музыкантов и членов семей погибших военнослужащих.

Еще одна из новаций: если раньше выплаты работающим пенсионерам облагались 18 -процентным налогом на доходы физлиц и военным сбором в 1,5 %, то сейчас подобные отчисления отменили.

раст2
ВСЕМ МИЛ БУДЕТ: Пенсионные новации от Кабмина Владимира Гройсмана призваны задобрить одновременно и электорат, и МВФ
Всем и каждому

В новых пенсионных правилах хватает полумер. Например, страна должна начать уходить от солидарной системы, когда пенсии платят за счет работающих граждан. Но каким образом власти станут вводить добавочный накопительный уровень, по которому каждый обеспечивает себе надбавку к госпенсии сам, и что это будет в итоге, — эти вопросы остаются без ответа.

“Солидарную систему, принятую сейчас, безусловно, нужно сохранить, — отмечает социолог Элла Либанова. — Недопустима ситуация, когда общество не заботится о своих стариках, даже если они мало заработали”. Даже МВФ предупредил украинские власти: мол, не стоит спешить с введением обязательного накопительного уровня, хотя сделать это все равно придется.

Реформа как раз и предполагает “сохранение”, за которое ратует социолог. Но также в новациях авторы прописали старт государственного накопительного уровня с 2019 года. Однако никаких деталей в законе не указали.

А жаль: ведь для украинцев этот момент принципиален. Эксперты приводят яркий пример превосходства накопления — гуляющие по Киево-Печерской лавре японские пенсионеры: пожилые жители Страны восходящего солнца массово ездят по миру не за счет выплат от государства, а благодаря личным сбережениям.

Обязательный накопительный уровень давно и успешно действует и в странах Центральной и Восточной Европы. Например, в Словакии граждане платят в такой фонд 9 % своей зарплаты, в Эстонии — 4 %, в Болгарии — до 5 %.

Это не только взнос в собственную старость, но и отличный инвестиционный ресурс для национальной экономики. “Пенсионные сбережения становятся драйвером экономического развития через 5‑10 лет после их запуска”, — говорит Григорий Овчаренко, руководитель подразделения по управлению локальными активами инвестгруппы ICU. По его оценкам, в случае введения накопительной системы ежегодные инвестиции в экономику Украины могут достичь $20 млрд в первые же 10 лет. С такой “добавкой” стране уже не придется что‑либо занимать у международных финансовых институтов.

 

А в украинском Институте будущего подсчитали: запуск накопительной системы дает положительный прирост в 9 % ВВП за те же 10 лет.

Во всей этой истории есть принципиальный момент, который не устраивает аналитиков, — по сути, накопительным фондом будет распоряжаться правительство. Мол, государство примется за эти средства скупать собственные обязательства — прежде всего облигации — и закрывать дыру в бюджете. “Это перекладывание денег из одного кармана в другой, — критикует затею Дубровский из Case Ukraine. — Я не вижу смысла во втором уровне обязательного государственного страхования. Государство будет делать с этим фондом все что хочет”.

О схожих рисках говорит и Олег Лиховид, глава совета Фонда социальной рыночной экономики Людвига Эрхарда. “У нас как‑то так сложилось, что все обязательное оказывается в руках либо тех, кого называют олигархическими кланами, либо государства, что фактически одно и то же”, — сокрушается он.

Однако Козак из группы Универ настроен более оптимистично. Главное — преодолеть консервативный подход правительства, настроенного скупать государственные ценные бумаги и таким образом финансировать себя же за счет накоплений граждан. “Кто сказал, что накопления должны храниться только в гривне? — говорит эксперт. — Это могут быть валютные инструменты, иностранные активы. Украинцы должны иметь право покупать на свои сбережения акции Google, Facebook, Tesla, General Motors”.

А когда, мол, отечественный финансовый рынок предложит собственные надежные инструменты сбережения накоплений в нацвалюте, то можно будет перейти и к ним.

Ко всему, как показывает мировая практика, в этом деле от государства не уйти. Ведь добровольные программы сбережений — депозиты в банках или страховых компаниях — не слишком популярны даже в развитых экономиках. В большинстве стран ЕС их проникновение не превышает 10 % населения. Лишь в Германии и Испании эта доля составляет более 15 %.

Зато госфонды со сбережениями населения — крупные игроки на мировой инвестиционной сцене. Так, пенсионный фонд Норвегии управляет активами на $1 трлн. И за первое полугодие 2017‑го он заработал рекордные для себя $ 63,2 млрд.

Одна из крупнейших сделок на европейском рынке недвижимости в этом году прошла при участии канадского пенсионного фонда: он приобрел за € 1,1 млрд Sony Centre — большое здание с офисами, магазинами и квартирами в самом центре Берлина.

“Возможности солидарной системы себя уже исчерпали”, — резюмирует Овчаренко из ICU.

А Репко из ЦЭС добавляет: “Каждому надо задуматься над накоплением собственных пенсионных сбережений”.