Мир. Скандал с Матильдой 

Любовь и
ненависть в России

Фильм Матильда о любви царя стал причиной настоящей войны

Фильм Матильда о любви царя и хорошенькой балерины стал причиной настоящей войны, которую развернули в России против ленты верующие патриоты. Накануне премьеры, назначенной на 26 октября, горят кинотеатры, а 13% россиян требуют фильм запретить

 

Анна Павленко

 

 

Матильда, костюмированная драма о юности российского императора Николая II и его романе с балериной Матильдой Кшесинской, выйдет в прокат 26 октября, но уже сейчас страсти вокруг фильма накалены до предела.

Войну Матильде огласили сразу несколько христианских организаций России. По их мнению, показанная в ленте внебрачная связь причисленного к лику святых Николая II оскорбляет чувства верующих, а сама картина является “антироссийской и антирелигиозной провокацией”.

Лидером движения против ленты выступила Наталья Поклонская, экс-прокурор аннексированного Крыма, а теперь депутат Государственной думы от партии Единая Россия,— именно к ней год назад обратились возмущенные фильмом участники российской общественной организации Царский крест.

С тех пор Поклонская, посчитавшая своим долгом защитить честь застреленного коммунистами государя и вместе с ним религиозных царебожников, несколько раз обращалась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить фильм, требовала не выдавать ему прокатную лицензию и даже обвиняла режиссера картины Алексея Учителя в финансовых махинациях со средствами, выданными на съемку Матильды государством.

Старания Поклонской обернулись праведным гневом многих российских верующих, а некоторые из них перешли от слов к действиям. Участники движения Христианское государство — Святая Русь разослали кинопрокатчикам письма с угрозами: “Если выйдет фильм, кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди”. Ближе к премьере по российским городам и вправду прокатилась серия поджогов.

Напуганные волной православного экстремизма, российские власти и сама Поклонская сделали заявления о недопустимости насилия. Тогда как крупнейшая сеть кинотеатров России и ряд государственных прокатчиков не стали испытывать судьбу и отказались демонстрировать фильм.

“Это какое‑то возбуждение на совершенно пустом месте; профессиональный невроз, который превратился в общественный”,— говорит НВ Антон Долин, российский кинокритик и главный редактор журнала Искусство кино.

В том же ключе комментирует происходящее Андрей Колесников, руководитель программы Российская внутренняя политика и политические институты московского Центра Карнеги. “В последние годы волна мракобесия, национализма, апелляции к истории и духовным скрепам в России беспрецедентна и напоминает цунами, особенно после аннексии Крыма в 2014 году”,— говорит он.

В истории с Матильдой одной из персонифицированных духовных скреп стал Николай II.

Поклонская vs. Кшесинская

Российская балерина польского происхождения Матильда Кшесинская дебютировала на сцене Императорского театра в 1890 году, за несколько месяцев до своего 18‑летия. Во время представления миловидную танцовщицу заметил старший ее на четыре года цесаревич Николай. Молодые люди познакомились, и спустя год между ними завязался роман.

По утверждению историков, отношения будущего императора с балериной длились до его помолвки в 1894‑м с немецкой принцессой и внучкой британской королевы Виктории — Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей православие с именем Александра Федоровна.

При этом записи в дневнике Николая II свидетельствуют: к моменту знакомства с Кшесинской он уже несколько лет был влюблен в Алису. “Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе”,— писал последний император России в апреле 1891 года.

Опираясь на исторические факты и приправив их долей художественного вымысла, историю любви будущего государя и балерины решил воплотить на экране режиссер Алексей Учитель. И в 2014‑м стартовали съемки исторического фильма с бюджетом в $ 25 млн. Пятую часть расходов взяло на себя государство.

“Авторы задумывали развлекательного плана картину без претензий на соблюдение исторической правды — и для кино это абсолютно нормально”,— рассуждает в беседе с НВ Колесников. Пока что он видел только трейлер, однако намерен посмотреть и сам фильм. “По работе нужно”,— улыбается эксперт.

А вот кинокритик Долин видел Матильду целиком и называет ее хорошей картиной в своем жанровом сегменте. “Это очень профессиональная работа, эффектная, а в смысле постановочного масштаба — вообще беспрецедентная для нового российского кино”,— считает он.

Историческую достоверность ленты критик анализировать не готов — в отличие от депутата Поклонской. Весной 2017‑го она заявила: проведенная по ее просьбе комплексная экспертиза трейлеров и текста сценария подтвердила, что созданный в Матильде образ Николая II не соответствует образу канонизированного церковью императора. К августу ей удалось собрать 400 тыс. подписей против показа картины.

Причем предложение режиссера посмотреть картину, прежде чем ее критиковать, Поклонская отвергла: “Посмотрев фильм, люди невольно уже становятся сопричастными к осквернению православной веры”,— ответила она.

Война Поклонской с создателями фильма об императоре, начавшаяся с запроса в генпрокуратуру в ноябре 2016‑го, длится по сей день. “Используя свое служебное положение, она идет напролом, не сдается”,— описывает действия чиновницы Колесников. При этом эксперт не видит корысти в ее мотивах.

“Это совершенно искренняя, но не вполне нормальная приверженность к Николаю II, пещерные представления о святости и духовности”,— предполагает он.

Подобного мнения придерживается и режиссер фильма. “Она действительно фанат Николая II. Мне кажется, она влюблена в него”,— допускает Учитель.

Однако Поклонская — не единственный воин на поле битвы с Матильдой. В августе глава Чечни Рамзан Кадыров попросил министерство культуры запретить показ картины на территории рес­публики. По убеждению Кадырова, фильм “оскверняет святыни” и “историю народов России”.

Тем временем массовую оппозицию Матильде составили православные российские царебожники. Верующие убеждены в священной роли царя Николая II, который “принял мученическую смерть и был канонизирован в лике страстотерпца”.

В разных городах России, в том числе в Москве, тысячи граждан вышли на молитвенные стояния с иконами и транспарантами “Прости нас, государь”, “Не дадим переписать нашу историю!” и “Учитель, руки прочь от русского царя”.

“Весь скандал разгорелся из‑за фантазий, которые возникли в отношении фильма вначале у депутата Поклонской, а потом — у людей, которых она своими протестами завела”,— комментирует происходящее кинокритик Долин.

Со временем акции противников фильма радикализировались. 31 августа злоумышленники забросали бутылками с зажигательной смесью студию Учителя в Санкт-Петербурге. Затем в фойе екатеринбургского кинотеатра Космос, где планировался показ Матильды, въехал груженный газовыми баллонами и бензином грузовик — в здании начался пожар. А в день предпремьерного показа фильма во Владивостоке загорелись две машины рядом с офисом адвоката Учителя в Москве. Рядом были разбросаны листовки “За Матильду гореть”.

Действия православных экстремистов произвели ожидаемый эффект. 12 сентября о своем решении не показывать фильм Учителя заявила крупнейшая объединенная сеть кинотеатров России Синема парк и Формула кино, которой принадлежат 75 кинотеатров в 28 городах РФ. Такой шаг представители сети пояснили полученными угрозами и стремлением “оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма”.

Затем МВД России возбудило уголовное дело о давлении на кинотеатры, по которому в конце сентября был арестован лидер Христианского государства Александр Калинин.

Хотя церковь и выполняет роль одного из идеологических департаментов администрации президента, радикализм в идеологической работе не приветствуется, поясняет Колесников.

“Государство готово время от времени наказывать методами уголовной репрессии ультраправых полуфашиствующих персонажей”,— констатирует он.

“Пропитано мракобесием”

“Общественно-политическая атмосфера в стране пропитана мракобесием,— рассуждает о причинах разгоревшегося вокруг Матильды скандала Вячеслав Шмыров, российский киновед и член Российской академии кинематографических искусств Ника.— Такое ощущение, что государство перестало контролировать подспудные идеологические процессы, которые всегда контролировало”.

Массовая, прокатившаяся по всей России кампания против фильма Учителя и вправду не вызвала прямой реакции со стороны Кремля. Однако когда в прессе появились слухи, что в связи со скандалом вокруг Матильды Поклонской предложили сдать мандат, пресс-служба президента их оперативно опровергла.

Тем временем защитнице чести Николая II так и не удалось найти понимания среди коллег. После спецпоказа, организованного для депутатов Госдумы в конце сентября, те остались довольны картиной. А некоторые даже отметили, что стали лучше относиться к последнему российскому императору.

“Многие депутаты пытались урезонить Поклонскую, но у них это не получилось”,— отмечает Колесников.

Ее оппонентами стали министр культуры РФ Владимир Мединский, обвинивший Поклонскую в разжигании экстремистских настроений, и даже официальная церковь. Хотя представители духовенства признали наличие в фильме исторической неправды, однако решили, что картина “не является сознательным искажением образа святого человека”.

А в сентябре Российская православная церковь (РПЦ) запустила свой проект о царской личной жизни под названием Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви, в рамках которого разместила в разных районах Москвы билборды с цитатами из дневника императрицы и ее писем к супругу.

Проект, по заявлению самой РПЦ, призван утвердить семейные ценности в российском обществе, а также “донести до людей правдивую информацию о жизни царской семьи”.

“Зачем нужно в XXI веке объяснять это людям, непонятно, но мы сейчас семимильными шагами идем в Средневековье, поэтому это даже не удивляет”,— говорит о проекте Колесников.

Что же касается Матильды, то, согласно исследованию фонда Общественное мнение, 13% россиян недовольны решением министерства культуры допустить прокат ленты. Однако любопытство берет свое: посмотреть Матильду собирается половина опрошенных.

“Скандал спровоцировал огромный интерес к фильму, безусловно, люди на него пойдут”,— уверен Колесников.

Интерес киноманов к ленте Учителя уже успел себя проявить: билеты на международную премьеру фильма в рамках недели российского кино, которая пройдет в Лондоне в ноябре, были распроданы за 30 часов.

“Фильм выйдет на экраны, у него возникнут новые зрители, которым любопытно, из‑за чего весь сыр-бор,— заглядывает в будущее кинокритик Долин.— Потом наступит время для других фильмов, и о скандале забудут”.

фото_ИМПЕРСКИЙ РАЗМАХ

ИМПЕРСКИЙ РАЗМАХ: Чтобы снять сцену коронации Николая II, создатели Матильды воспроизвели интерьер Успенского собора в цехе военного завода и пригласили 500 человек массовки

фото_ЗА СВЯТОГО НИКОЛАЯ

ЗА СВЯТОГО НИКОЛАЯ: Царебожцы утверждают: фильм о романе царя-страстотерпца с балериной оскорбляет чувства верующих, и требуют его запретить

фото_ЦАРЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ

ЦАРЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ: 9 мая 2016-го тогдашняя прокурор Крыма Наталья Поклонская пришла на акцию Бессмертный полк с иконой Николая II